Рассматривается процесс становления и развития исторического образования в СССР под влиянием государственной политики 1930-1950-х гг., выраженной в постановлениях ЦК ВКП(б) и СНК. Анализируются истоки широкого распространения революционной терминологии в политической, общественной и обыденной жизни страны. Акцентируется внимание на формировании особой лингвокультуры советского общества после выхода в свет сталинского «Краткого курса ВКП(б)». Актуализируется проблема влияния языка официальных документов, публичных выступлений партийных и государственный деятелей, «Краткого курса ВКП(б)», периодической печати, советских словарей 1930-1950-х гг. на лексику школьных учебников истории СССР того времени. Подчеркивается значимость учебных изданий как проводников марксистско-ленинского понимания истории, инструмента влияния на мировоззрение советских школьников. Дается характеристика основных учебников указанного периода, приводятся примеры многочисленных употреблений конкретных слов, отражающих трактовку исторических событий, процессов в русле марксистско-ленинской идеологии. Сообщаются краткие сведения об ученых, являвшихся авторами учебных изданий, о результатах конкурсов учебников, проводимых по инициативе партийных и государственных органов. Сделан вывод о корректировке содержания учебников по истории в зависимости от идеологических установок.