Standard

От созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67– 72). / Makarov, Dmitrii Igorevich.
в: Античная древность и средние века, Том 51, 01.01.2023, стр. 374-392.

Результаты исследований: Вклад в журналСтатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{a091d0219c2f4866b3e798014bdb7640,
title = "От созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67– 72)",
abstract = "Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.",
author = "Makarov, {Dmitrii Igorevich}",
note = "This study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh-1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.",
year = "2023",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.15826/adsv.2023.51.021",
language = "Русский",
volume = "51",
pages = "374--392",
journal = "Античная древность и средние века",
issn = "2687-0398",
publisher = "Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования {"}Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина{"}",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - От созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67– 72)

AU - Makarov, Dmitrii Igorevich

N1 - This study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh-1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.

PY - 2023/1/1

Y1 - 2023/1/1

N2 - Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.

AB - Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85182623549

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=59739376

U2 - 10.15826/adsv.2023.51.021

DO - 10.15826/adsv.2023.51.021

M3 - Статья

VL - 51

SP - 374

EP - 392

JO - Античная древность и средние века

JF - Античная древность и средние века

SN - 2687-0398

ER -

ID: 51650157