Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - От созерцания Единого до онтологии политики: учение о единомыслии в «Памятных заметках» Феодора Метохита (гл. 67– 72)
AU - Makarov, Dmitrii Igorevich
N1 - This study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh-1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.
PY - 2023/1/1
Y1 - 2023/1/1
N2 - Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.
AB - Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85182623549
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=59739376
U2 - 10.15826/adsv.2023.51.021
DO - 10.15826/adsv.2023.51.021
M3 - Статья
VL - 51
SP - 374
EP - 392
JO - Античная древность и средние века
JF - Античная древность и средние века
SN - 2687-0398
ER -
ID: 51650157