Ссылки

DOI

Византийский ученый XIV в. Феодор Метохит в своих «Памятных записках» (гл. 67–72) развивает достаточно традиционную для неоплатонизма концепцию восхождения к созерцанию Единого Первоначала всего сущего как цели созерцательной жизни философов и ученых, среди которых особо выделяются геометры, механики и архитекторы. Именование Первоначала Единовидным восходит к «Комментарию на “Тимей” Платона» Прокла, перекликаясь также с «Эннеадами» Плотина (VI.9.5). Согласно Метохиту, именно философы и ученые, ведущие высший – созерцательный – образ жизни (по Аристотелю), являют собой образец для политиков, цель которых – сподобившись самим достичь созерцания Единого, через призывы к добродетели и единомыслию вести туда же подчиненных. Политики же ведут средний, «умеренно-страстный» образ жизни. Незадолго до Ме- тохита эту мысль подчеркнул Георгий Пахимер. Для Метохита политика – часть бытия как фундаментального и всеобъемлющего целого. Однако в целом онтология политики Метохита носит достаточно выраженный античный характер. Это проявляется в нехарактерном для византийского мыслителя отсутствии христоцентризма и внимания к богословской составляющей византийского умозрения.
Переведенное названиеFrom the Contemplation of the One to the Ontology of Politics: The Doctrine of Unanimity in Theodore Metochites’ Sententious Notes, Ch. 67–72
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)374-392
Число страниц19
ЖурналАнтичная древность и средние века
Том51
DOI
СостояниеОпубликовано - 1 янв. 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    Предметные области ASJC Scopus

  • Classics
  • История
  • Archaeology
  • Arts and Humanities (miscellaneous)

ID: 51650157