Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - «ЛАРЕЦ ИЗ УРАЛЬСКИХ САМОЦВЕТОВ». ОБРАЗ, МАТЕРИАЛ И ФУНКЦИЯ В СОВЕТСКОМ КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ
AU - Будрина, Людмила Алексеевна
N1 - Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ, проект № 23-28-00467 «Произведения художников-камнерезов свердловского завода “Русские самоцветы” 1950-х-1980-х как отражение эволюции декоративно-прикладного искусства СССР» (рук. Л. А. Будрина).
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Камнерезное искусство советского периода представляет собой относительно новое поле искусствоведческих исследований, связанных с вопросами стиля и образа произведений. В статье эти аспекты рассматриваются на типологическом примере из ассортимента свердловского завода «Русские самоцветы» периода 1940-1960-х гг. Формирование типа шкатулки-ларца под воздействием характерного для послевоенного времени интереса к наследию древнерусского искусства и отражающего влияние на художественные поиски «русского стиля» начала ХХ в., отработка технологических аспектов его реализации, вопросы выбора материалов, включающие в себя как расширение палитры используемого цветного камня, так и ее фактическое сужение, путь к постепенной минимизации декора из ограненных камней, рыночные аспекты производства - все это рассмотрено в статье на основе архивных материалов и достаточно широкого круга памятников, выявленных как в собраниях отечественных музеев, так и в коллекциях за пределами России. Для части произведений в настоящей публикации впервые приведены атрибуционные сведения. Особое внимание уделено циркуляции предметов на зарубежном художественном рынке, а также использованию шкатулок-ларцов в качестве дипломатических подарков советских руководителей зарубежным лидерам в 1950-х гг. В заключение предложена аргументированная корректировка к закрепившейся авторской атрибуции произведений.
AB - Камнерезное искусство советского периода представляет собой относительно новое поле искусствоведческих исследований, связанных с вопросами стиля и образа произведений. В статье эти аспекты рассматриваются на типологическом примере из ассортимента свердловского завода «Русские самоцветы» периода 1940-1960-х гг. Формирование типа шкатулки-ларца под воздействием характерного для послевоенного времени интереса к наследию древнерусского искусства и отражающего влияние на художественные поиски «русского стиля» начала ХХ в., отработка технологических аспектов его реализации, вопросы выбора материалов, включающие в себя как расширение палитры используемого цветного камня, так и ее фактическое сужение, путь к постепенной минимизации декора из ограненных камней, рыночные аспекты производства - все это рассмотрено в статье на основе архивных материалов и достаточно широкого круга памятников, выявленных как в собраниях отечественных музеев, так и в коллекциях за пределами России. Для части произведений в настоящей публикации впервые приведены атрибуционные сведения. Особое внимание уделено циркуляции предметов на зарубежном художественном рынке, а также использованию шкатулок-ларцов в качестве дипломатических подарков советских руководителей зарубежным лидерам в 1950-х гг. В заключение предложена аргументированная корректировка к закрепившейся авторской атрибуции произведений.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54949076
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85182387474
U2 - 10.30759/1728-9718-2023-4(81)-150-156
DO - 10.30759/1728-9718-2023-4(81)-150-156
M3 - Статья
SP - 150
EP - 156
JO - Уральский исторический вестник
JF - Уральский исторический вестник
SN - 1728-9718
IS - 4 (81)
ER -
ID: 49874319