DOI

Камнерезное искусство советского периода представляет собой относительно новое поле искусствоведческих исследований, связанных с вопросами стиля и образа произведений. В статье эти аспекты рассматриваются на типологическом примере из ассортимента свердловского завода «Русские самоцветы» периода 1940-1960-х гг. Формирование типа шкатулки-ларца под воздействием характерного для послевоенного времени интереса к наследию древнерусского искусства и отражающего влияние на художественные поиски «русского стиля» начала ХХ в., отработка технологических аспектов его реализации, вопросы выбора материалов, включающие в себя как расширение палитры используемого цветного камня, так и ее фактическое сужение, путь к постепенной минимизации декора из ограненных камней, рыночные аспекты производства - все это рассмотрено в статье на основе архивных материалов и достаточно широкого круга памятников, выявленных как в собраниях отечественных музеев, так и в коллекциях за пределами России. Для части произведений в настоящей публикации впервые приведены атрибуционные сведения. Особое внимание уделено циркуляции предметов на зарубежном художественном рынке, а также использованию шкатулок-ларцов в качестве дипломатических подарков советских руководителей зарубежным лидерам в 1950-х гг. В заключение предложена аргументированная корректировка к закрепившейся авторской атрибуции произведений.
Переведенное название“A CASKET FROM THE URALS’ GEMS”. IMAGE, MATERIAL AND FUNCTION IN THE SOVIET STONE-CUTTING ART
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)150-156
Число страниц7
ЖурналУральский исторический вестник
Номер выпуска4 (81)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК
  • Russian Science Citation Index

ID: 49874319