Результаты исследований: Вклад в журнал › Обзор Книги/Фильма/Статьи › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Обзор Книги/Фильма/Статьи › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Леонид Шварцман: художественное прочтение «Петербургских повестей» Николая Гоголя
AU - Алексеев, Е. П.
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Статья посвящена анализу малоизвестных произведений художни ка Л. А. Шварцмана (1920–2022) на сюжеты «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Выполненные в 1953–1956 гг., работы из частных собраний не привлекли в свое время внимания исследователей, тогда как обращение к героям «Шинели», «Портрета», «Невского проспекта» было для Шварцмана важным этапом в формировании личной художественной программы. Обучение в художественной школе при Всесоюзной академии художеств (1937–1941) определило его отношение к классическому искусству и повлияло на эмоциональное восприятие Петербурга. Атмосфера «оттепели» способствовала обращению мастера к неустроенной жизни «маленького человека», беззащитного перед лицом власти и грубой толпы. Добившийся к середине 1950‑х гг. известности как художник-постановщик мультипликационного кино, Шварцман стремился выстроить собственную систему перевода вербального языка на язык визуальный вне системы кинопроизводства, самостоятельно решая поставленные творческие задачи. Именуя свои работы иллюстрациями, мастер имел в виду не книжную иллюстрацию, для которой необходимо изначально продумать конструкцию и стиль издания. Художник шел от натурных этюдов, разрабатывал колористические подходы и стремился к самодостаточности каждого произведения, отсюда заметный станковый характер его работ. В то же время есть в них и присущие эскизам мультипликационного кино выразительные образы, стилизованные фигуры, ощущение действа, которое логично развивается и предугадывается. Художник подошел к тексту Гоголя избирательно, сделав акцент на быте и характерах персонажей, на своеобразии петербургской среды. Ему интересен образ Акакия Акакиевича, в меру забавный и нелепый, но привлекательный зацикленностью на переписывании бумаг – дело, к которому он относится с вдохновением, с полной самоотдачей. Шварцман не желал драматизировать ситуации, избегал кульминаций, удовлетворяясь фиксацией жизненных соблазнов, которые в конце концов приведут героев к печальному финалу. В процессе художественного прочтения «Петербургских повестей» Шварцман не только разрабатывал выразительные образы и композиции, но и выстраивал собственное творческое мировоззрение, отражающее его нравственные установки и правила.
AB - Статья посвящена анализу малоизвестных произведений художни ка Л. А. Шварцмана (1920–2022) на сюжеты «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя. Выполненные в 1953–1956 гг., работы из частных собраний не привлекли в свое время внимания исследователей, тогда как обращение к героям «Шинели», «Портрета», «Невского проспекта» было для Шварцмана важным этапом в формировании личной художественной программы. Обучение в художественной школе при Всесоюзной академии художеств (1937–1941) определило его отношение к классическому искусству и повлияло на эмоциональное восприятие Петербурга. Атмосфера «оттепели» способствовала обращению мастера к неустроенной жизни «маленького человека», беззащитного перед лицом власти и грубой толпы. Добившийся к середине 1950‑х гг. известности как художник-постановщик мультипликационного кино, Шварцман стремился выстроить собственную систему перевода вербального языка на язык визуальный вне системы кинопроизводства, самостоятельно решая поставленные творческие задачи. Именуя свои работы иллюстрациями, мастер имел в виду не книжную иллюстрацию, для которой необходимо изначально продумать конструкцию и стиль издания. Художник шел от натурных этюдов, разрабатывал колористические подходы и стремился к самодостаточности каждого произведения, отсюда заметный станковый характер его работ. В то же время есть в них и присущие эскизам мультипликационного кино выразительные образы, стилизованные фигуры, ощущение действа, которое логично развивается и предугадывается. Художник подошел к тексту Гоголя избирательно, сделав акцент на быте и характерах персонажей, на своеобразии петербургской среды. Ему интересен образ Акакия Акакиевича, в меру забавный и нелепый, но привлекательный зацикленностью на переписывании бумаг – дело, к которому он относится с вдохновением, с полной самоотдачей. Шварцман не желал драматизировать ситуации, избегал кульминаций, удовлетворяясь фиксацией жизненных соблазнов, которые в конце концов приведут героев к печальному финалу. В процессе художественного прочтения «Петербургских повестей» Шварцман не только разрабатывал выразительные образы и композиции, но и выстраивал собственное творческое мировоззрение, отражающее его нравственные установки и правила.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=65385273
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85190273255
U2 - 10.15826/qr.2024.1.880
DO - 10.15826/qr.2024.1.880
M3 - Обзор Книги/Фильма/Статьи
VL - 12
SP - 305
EP - 318
JO - Quaestio Rossica
JF - Quaestio Rossica
SN - 2311-911X
IS - 1
ER -
ID: 55399287