Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - СОВРЕМЕННАЯ ЭСТЕТИКА: ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА, ГЕНЕРИРУЕМОГО ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ
AU - Лисовец, Ирина Митрофановна
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Искусство в качестве центральной подсистемы духовной культуры испытывает исторически все социокультурные трансформации, изменяясь в соответствии с ними. В современной российской эстетике сложилось понимание искусства как системы взаимодействия трех типов деятельности: художественного творчества, художественного исполнительства и художественного восприятия. Особенности и соотношение этих подсистем определяются развитием цифровых технологий в современной культуре. В развивающейся цифровой художественной культуре происходят радикальные изменения всех субъектов художественной деятельности: место художника занимает нейросеть, медиасреда становится исполнителем, а также и продюсером результата художественного творчества, публику такого искусства составляют пользователи медиа, имеющие навыки контакта с цифровым артефактом. Целью статьи является анализ изменений предмета современной эстетики, определяемых развитием искусства, генерируемого искусственным интеллектом. Перед современной философией искусства возникают затруднения при ответе на вопрос о сущности, художественной и эстетической ценности, новой выразительности и функционировании этого искусства в социокультуре. Проблемы развивающейся эстетики искусственного интеллекта обсуждались в работах западных и российских ученых на рубеже веков, практика цифрового искусства активно рассматривается на эстетических и культурологических конгрессах в настоящее время. Необходимость развития теоретико-эстетического анализа искусства, генерируемого искусственным интеллектом, и нового определения традиционных для эстетики категорий, таких как художественное творчество, художественный образ, язык искусства, ценность художественных артефактов, продиктованы экстенсивным расширением поля нового искусства в культуре. В статье сделан вывод, что ключевой для анализа такого искусства является философская методология, что обусловлено внутренним взаимодействием искусства и философии в истории культуры. Эстетика как философия искусства должна выработать категориальный аппарат для понимания современных феноменов искусства.
AB - Искусство в качестве центральной подсистемы духовной культуры испытывает исторически все социокультурные трансформации, изменяясь в соответствии с ними. В современной российской эстетике сложилось понимание искусства как системы взаимодействия трех типов деятельности: художественного творчества, художественного исполнительства и художественного восприятия. Особенности и соотношение этих подсистем определяются развитием цифровых технологий в современной культуре. В развивающейся цифровой художественной культуре происходят радикальные изменения всех субъектов художественной деятельности: место художника занимает нейросеть, медиасреда становится исполнителем, а также и продюсером результата художественного творчества, публику такого искусства составляют пользователи медиа, имеющие навыки контакта с цифровым артефактом. Целью статьи является анализ изменений предмета современной эстетики, определяемых развитием искусства, генерируемого искусственным интеллектом. Перед современной философией искусства возникают затруднения при ответе на вопрос о сущности, художественной и эстетической ценности, новой выразительности и функционировании этого искусства в социокультуре. Проблемы развивающейся эстетики искусственного интеллекта обсуждались в работах западных и российских ученых на рубеже веков, практика цифрового искусства активно рассматривается на эстетических и культурологических конгрессах в настоящее время. Необходимость развития теоретико-эстетического анализа искусства, генерируемого искусственным интеллектом, и нового определения традиционных для эстетики категорий, таких как художественное творчество, художественный образ, язык искусства, ценность художественных артефактов, продиктованы экстенсивным расширением поля нового искусства в культуре. В статье сделан вывод, что ключевой для анализа такого искусства является философская методология, что обусловлено внутренним взаимодействием искусства и философии в истории культуры. Эстетика как философия искусства должна выработать категориальный аппарат для понимания современных феноменов искусства.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=58656765
U2 - 10.35853/vestnik.gu.2023.4(43).08
DO - 10.35853/vestnik.gu.2023.4(43).08
M3 - Статья
SP - 77
EP - 83
JO - Вестник Гуманитарного университета
JF - Вестник Гуманитарного университета
SN - 2308-8117
IS - 4 (43)
ER -
ID: 52355545