DOI

Искусство в качестве центральной подсистемы духовной культуры испытывает исторически все социокультурные трансформации, изменяясь в соответствии с ними. В современной российской эстетике сложилось понимание искусства как системы взаимодействия трех типов деятельности: художественного творчества, художественного исполнительства и художественного восприятия. Особенности и соотношение этих подсистем определяются развитием цифровых технологий в современной культуре. В развивающейся цифровой художественной культуре происходят радикальные изменения всех субъектов художественной деятельности: место художника занимает нейросеть, медиасреда становится исполнителем, а также и продюсером результата художественного творчества, публику такого искусства составляют пользователи медиа, имеющие навыки контакта с цифровым артефактом. Целью статьи является анализ изменений предмета современной эстетики, определяемых развитием искусства, генерируемого искусственным интеллектом. Перед современной философией искусства возникают затруднения при ответе на вопрос о сущности, художественной и эстетической ценности, новой выразительности и функционировании этого искусства в социокультуре. Проблемы развивающейся эстетики искусственного интеллекта обсуждались в работах западных и российских ученых на рубеже веков, практика цифрового искусства активно рассматривается на эстетических и культурологических конгрессах в настоящее время. Необходимость развития теоретико-эстетического анализа искусства, генерируемого искусственным интеллектом, и нового определения традиционных для эстетики категорий, таких как художественное творчество, художественный образ, язык искусства, ценность художественных артефактов, продиктованы экстенсивным расширением поля нового искусства в культуре. В статье сделан вывод, что ключевой для анализа такого искусства является философская методология, что обусловлено внутренним взаимодействием искусства и философии в истории культуры. Эстетика как философия искусства должна выработать категориальный аппарат для понимания современных феноменов искусства.
Переведенное названиеMODERN AESTHETICS: PHILOSOPHY OF ART GENERATED BY ARTIFICIAL INTELLIGENCE
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)77-83
Число страниц7
ЖурналВестник Гуманитарного университета
Номер выпуска4 (43)
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 52355545