Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ФИЛОСОФИЯ СТАНОВЛЕНИЯ В ВЕРСИЯХ ГЕГЕЛЯ И НИЦШЕ
AU - Кузубова, Тамара Сергеевна
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - В статье проводится сопоставление гегелевской и ницшевской версий философии становления в перспективе движения европейской мысли от классической к неклассической парадигме. Идея становления трактуется как точка соприкосновения и, одновременно, отталкивания философских конструкций двух немецких философов. Оценки гегелевского историзма рассматриваются как важный момент в философском самоопределении Ницше. В качестве общей концептуальной основы обеих версий представлена новоевропейская метафизика субъективности. Показано, что и у Гегеля, и у Ницше становление тождественно деятельности трансцендентальной субъективности, трактуемой в первом случае как рефлексия, «обращение сознания», во втором - как интерпретация. В обеих версиях так понятое становление оказывается волением: у Гегеля осуществлением воли абсолюта к самопроявлению, абсолютному знанию, у Ницше - осуществлением всецело имманентной воли к власти. Утверждается, что и у Гегеля, и у Ницше трактовка бытия как становления порождает проблему самосознания и самоопределения человека, неразрывно связанную с проблемой отношения времени к вечности. В гегелевской и ницшевской версиях философии становления содержатся возможности дальнейшего движения мысли в неклассической философии. Одна из них - поиски бытия, новой трансценденции в философии XX в., инициированные Хайдеггером; другая - окончательный отрыв становления от бытия, имманенции от трансценденции и «торжество» трансцендентальной субъективности в деконструктивизме постмодернистской философии.
AB - В статье проводится сопоставление гегелевской и ницшевской версий философии становления в перспективе движения европейской мысли от классической к неклассической парадигме. Идея становления трактуется как точка соприкосновения и, одновременно, отталкивания философских конструкций двух немецких философов. Оценки гегелевского историзма рассматриваются как важный момент в философском самоопределении Ницше. В качестве общей концептуальной основы обеих версий представлена новоевропейская метафизика субъективности. Показано, что и у Гегеля, и у Ницше становление тождественно деятельности трансцендентальной субъективности, трактуемой в первом случае как рефлексия, «обращение сознания», во втором - как интерпретация. В обеих версиях так понятое становление оказывается волением: у Гегеля осуществлением воли абсолюта к самопроявлению, абсолютному знанию, у Ницше - осуществлением всецело имманентной воли к власти. Утверждается, что и у Гегеля, и у Ницше трактовка бытия как становления порождает проблему самосознания и самоопределения человека, неразрывно связанную с проблемой отношения времени к вечности. В гегелевской и ницшевской версиях философии становления содержатся возможности дальнейшего движения мысли в неклассической философии. Одна из них - поиски бытия, новой трансценденции в философии XX в., инициированные Хайдеггером; другая - окончательный отрыв становления от бытия, имманенции от трансценденции и «торжество» трансцендентальной субъективности в деконструктивизме постмодернистской философии.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53832732
U2 - 10.34670/AR.2023.56.50.003
DO - 10.34670/AR.2023.56.50.003
M3 - Статья
VL - 12
SP - 42
EP - 56
JO - Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке
JF - Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке
SN - 2223-5485
IS - 1-1
ER -
ID: 40253543