DOI

Партиципаторные практики, вовлекающие посетителей музеев в активную коммуникацию и сотворчество, появились в музейной деятельности в конце ХХ века в ответ на потребность в новом культурном, социальном и когнитивном опыте. В статье рассматриваются партиципаторные методики, сформированные в современной музейной педагогике за последние три десятилетия: свободная дискуссия (А. Хаузен, Ф. Йеновайн, Н.В. Иевлева и М.В. Потапова), арт-медиация, метод ТАБУЛА/TABULA (О. Уорд), «Искусство восприятия» (Э. Герман). Общий методологический принцип музейной партиципации - отказ от демонстрации экспертной позиции, помогает решить несколько задач: вовлечь зрителя в коммуникацию, настроить на диалог с произведением, помочь в освоении художественного языка. Коллективное обсуждение позволяет обогатить индивидуальное видение, обратить внимание на детали, которые могли бы остаться незамеченными, сделать их объектом интерпретации. Этот коммуникационный формат помогает успешно совместить обучение с развлечением, и даже в случае окказионального включения в образование имеет позитивный эффект. Цель статьи - выявить образовательные возможности партиципаторных практик, существующих в художественных музеях, обосновать актуальность и эффективность их применения. Партиципация в музее рассматривается с позиций компетентностного подхода. Анализ образовательных результатов применением партиципаторных методик позволил сделать вывод об эффективности их применения для формирования у обучающихся коммуникативных и когнитивных навыков и умений, связанных с обработкой информации, системным и критическим мышлением. Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании правомерности внедрения партиципаторных методик в образовательный процесс для формирования как универсальных, так и специальных профессиональных компетенций.
Переведенное названиеEDUCATIONAL POTENTIAL OF PARTICIPATORY METHODS IN MUSEUMS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)407-416
ЖурналВестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право
Том33
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

ID: 52406336