Links

DOI

Статья посвящена атрибуции картины «Мадонна с младенцем» неизвестного художника из собрания Свердловского областного краеведческого музея. В ходе исследования был определен иконографический тип исследуемого произведения, соответствующий распространенному в Италии XVI в. образу «Madonna del libro». Опираясь на работы итальянских исследователей, удалось установить первоисточник иконографической композиции, которым оказалось произведение итальянского художника Перино дель Вага. В результате дальнейшего изучения было определено, что уральское полотно является копией с оригинала испанского художника Педро де Рубиалеса, работавшего в Италии в 1640–1660-е гг. и переработавшего произведение П. дель Вага. Однако, технологический анализ уральского полотна показал, что анализируемое произведение было создано гораздо позднее, и его можно датировать второй четвертью — серединой XIX в. В рассматриваемой картине неизвестным автором были сделаны попытки воссоздания технологии оригинала, но обнаруженные несоответствия художественных материалов и живописных приемов итальянской практике XVI–XVII вв., выявленные при анализе холста, грунта, стратиграфии красочного слоя и связующего краски, позволяют говорить о поверхностной осведомленности автора о технологии и особенностях манеры выбранных для подражания эпохи и региона. Таким образом, исследуемое полотно демонстрирует особенности создания имитаций произведений XVI в. в более позднее время. На основе сопоставления данных о применении технологии дублирования, конструкции подрамника, присутствии подписи на подрамнике и соотнесения этих признаков с записями из каталога нижнетагильской коллекции живописи Д. П. Шорина в статье предложена версия о месте и времени реставрации картины, которая позволяет предположить, что работы по улучшению сохранности произведения были выполнены в мастерских императорского Эрмитажа реставратором Н. А. Сидоровым.
Translated title of the contributionMadonna del Libro in the Collection of the Sverdlovsk Regional Museum of Local Lore: The First Data of Attribution and Technical Study of the Picture
Original languageRussian
Pages (from-to)46-59
Number of pages14
JournalИзвестия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки
Volume23
Issue number4
DOIs
Publication statusPublished - 2021

    Research areas

  • 16th-century Italian painting, copies, imitations, Madonna and Child, technical and technological analysis, collection of D. P. Shorin

    Level of Research Output

  • VAK List
  • Russian Science Citation Index

    WoS ResearchAreas Categories

  • Humanities, Multidisciplinary

ID: 29379560