Standard

ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСКА КАК КРИТЕРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНДИВИДА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ С ЦИФРОВОЙ СРЕДОЙ (КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ). / Патраков, Эдуард Викторович; Сабо, Чилла; Батурина, Людмила Ивановна et al.
In: Психология человека в образовании, Vol. 5, No. 1, 2023, p. 124-137.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{026182142aaa4c9bae4e9368806b1e9b,
title = "ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСКА КАК КРИТЕРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНДИВИДА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ С ЦИФРОВОЙ СРЕДОЙ (КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ)",
abstract = "Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017). Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017-2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36-70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России). Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде. Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид - цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.",
author = "Патраков, {Эдуард Викторович} and Чилла Сабо and Батурина, {Людмила Ивановна} and {Де Мораес}, {Регина Селия Перейра}",
note = "Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067. ",
year = "2023",
doi = "10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137",
language = "Русский",
volume = "5",
pages = "124--137",
journal = "Психология человека в образовании",
issn = "2686-9527",
publisher = "Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСКА КАК КРИТЕРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНДИВИДА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ С ЦИФРОВОЙ СРЕДОЙ (КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ)

AU - Патраков, Эдуард Викторович

AU - Сабо, Чилла

AU - Батурина, Людмила Ивановна

AU - Де Мораес, Регина Селия Перейра

N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017). Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017-2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36-70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России). Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде. Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид - цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.

AB - Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017). Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017-2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36-70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России). Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде. Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид - цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699710

U2 - 10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137

DO - 10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137

M3 - Статья

VL - 5

SP - 124

EP - 137

JO - Психология человека в образовании

JF - Психология человека в образовании

SN - 2686-9527

IS - 1

ER -

ID: 39290813