Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РИСКА КАК КРИТЕРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИНДИВИДА К ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ С ЦИФРОВОЙ СРЕДОЙ (КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ)
AU - Патраков, Эдуард Викторович
AU - Сабо, Чилла
AU - Батурина, Людмила Ивановна
AU - Де Мораес, Регина Селия Перейра
N1 - Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017). Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017-2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36-70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России). Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде. Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид - цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.
AB - Введение. Статья представляет результаты пилотного исследования, проведенного в России, Бразилии и Венгрии (страны схожи по индексу человеческого развития и индексу сетевой готовности). Цель: верификация гипотезы об экопсихологической интерпретации риска. Такой риск выступает критерием психологической готовности индивида к взаимодействиям с цифровой средой. Методологическим основанием выступила экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий (Панов 2014; 2017). Материалы и методы. Эмпирические данные были собраны в 2017-2022 гг. на основе структурного подхода в теории социальных представлений (Abric 2001). Было произведено сопоставление социальных представлений о рисках с теоретическими конструктами восприятий цифровой информационной среды в соответствии с экопсихологическим подходом, согласно которому цифровая среда может играть для субъекта роль факта, фактора, условия, объекта, субъекта, квазисубъекта (Панов 2016). Учитывая пилотный характер, в данном исследовании были использованы не все конструкты. В исследовании приняли участие 46 педагогов вузов в возрасте 36-70 лет (8 в Бразилии, 12 в Венгрии и 26 в России). Результаты. С помощью сравнения «ядра» и «периферии» по коэффициенту Абрика выявлены взаимосвязи представлений о рисках со степенью погруженности в цифровую информационную среду в условиях профессионально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод о тенденции формирования взаимосвязи представлений о рисках и готовности к профессиональной деятельности в цифровой информационной среде. Заключение. Гипотеза о возможности экопсихологической интерпретации риска как показателя готовности к профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред была частично подтверждена. Результаты исследования открывают перспективы для широкого обсуждения методов, с помощью которых можно изучать не только технологическую готовность к профессиональной деятельности в цифровых средах (знания, навыки), но и, в перспективе, становление единого метасубъекта «индивид - цифровая информационная среда» в профессиональной деятельности в условиях цифровых информационных сред. Очевидным ограничением исследования является малое количество респондентов, что объясняется пилотным характером исследования. Тем не менее, оно обеспечило понимание самой перспективы использования представлений о рисках и их экопсихологической интерпретации в контексте изучения готовности к профессиональной деятельности в цифровой среде.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53699710
U2 - 10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137
DO - 10.33910/2686-9527-2023-5-1-124-137
M3 - Статья
VL - 5
SP - 124
EP - 137
JO - Психология человека в образовании
JF - Психология человека в образовании
SN - 2686-9527
IS - 1
ER -
ID: 39290813