Standard

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ЧЕРТ ЭКФРАСИСА И ИЕРОТОПИИ В ОПИСАНИИ МОНАСТЫРЕЙ У ФЕОДОРА МЕТОХИТА. / Макаров, Дмитрий Игоревич.
In: Античная древность и средние века, Vol. 50, 2022, p. 257-282.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Макаров ДИ. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ЧЕРТ ЭКФРАСИСА И ИЕРОТОПИИ В ОПИСАНИИ МОНАСТЫРЕЙ У ФЕОДОРА МЕТОХИТА. Античная древность и средние века. 2022;50:257-282. doi: 10.15826/adsv.2022.50.016

Author

BibTeX

@article{6b44cbbc14b2498fa2f180452b371c8f,
title = "ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ЧЕРТ ЭКФРАСИСА И ИЕРОТОПИИ В ОПИСАНИИ МОНАСТЫРЕЙ У ФЕОДОРА МЕТОХИТА",
abstract = "Статья посвящена осмыслению Феодором Метохитом (главным образом, на материале гл. 40 «Памятных записок») феномена монастыря и монастырской жизни в сопоставлении с текстами его предшественников по жанру экфрасиса (таких, как Михаил Ритор). Соответствующее описание и «концептуальный портрет» монастыря как института и монаха как подвижника у Метохита продолжают давнюю позднеиудейскую и христианскую традицию осмысления Храма (сначала Соломона, а затем - и всякого христианского храма, но в первую очередь, Св. Софии Константинопольской) как: а) средоточия жизни для верующих; б) вместообразного (т. е. особого освященного образа) Небесного Храма - Нового Иерусалима, эсхатологическое пришествие которого, согласно Новому Завету, увидят праведные в Царстве Небесном. Для Метохита монастырь и есть духовное и наглядно-образное претворение Царствия Божия на земле, исполненное лучезарности и блеска сакральное пространство. В его описании, противопоставляемом суете «мирового театра», проступают черты иеротопичности. Само описание выдержано в жанре экфрасиса, но в нем проступают черты и других жанров (философско-богословского эссе, треноса). Ныне, сетует Метохит (и соответствующую топику подхватывает столетием спустя Иосиф Вриенний), монастыри и церкви разорены, все великолепие осталось в былом. Сами места, где мы живем, раньше обладавшие монастырями, осиротели. Также для Метохита характерны аллюзии на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Трактат Метохита позволяет поддержать новейшие представления византинистов о том, что византийские интеллектуалы обладали творческой свободой и изрядным воображением, позволявшим им конструировать собственные виртуальные миры и привлекать к ним внимание заинтересованного читателя.",
author = "Макаров, {Дмитрий Игоревич}",
note = "This study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh-1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.",
year = "2022",
doi = "10.15826/adsv.2022.50.016",
language = "Русский",
volume = "50",
pages = "257--282",
journal = "Античная древность и средние века",
issn = "0320-4472",
publisher = "Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования {"}Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина{"}",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ЧЕРТ ЭКФРАСИСА И ИЕРОТОПИИ В ОПИСАНИИ МОНАСТЫРЕЙ У ФЕОДОРА МЕТОХИТА

AU - Макаров, Дмитрий Игоревич

N1 - This study was supported by the grant of the President of the Russian Federation for the leading academic schools of the Russian Federation, project no. NSh-1548.2022.2 Late Byzantium: Political and Sociocultural Challenges and Responses to Them.

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Статья посвящена осмыслению Феодором Метохитом (главным образом, на материале гл. 40 «Памятных записок») феномена монастыря и монастырской жизни в сопоставлении с текстами его предшественников по жанру экфрасиса (таких, как Михаил Ритор). Соответствующее описание и «концептуальный портрет» монастыря как института и монаха как подвижника у Метохита продолжают давнюю позднеиудейскую и христианскую традицию осмысления Храма (сначала Соломона, а затем - и всякого христианского храма, но в первую очередь, Св. Софии Константинопольской) как: а) средоточия жизни для верующих; б) вместообразного (т. е. особого освященного образа) Небесного Храма - Нового Иерусалима, эсхатологическое пришествие которого, согласно Новому Завету, увидят праведные в Царстве Небесном. Для Метохита монастырь и есть духовное и наглядно-образное претворение Царствия Божия на земле, исполненное лучезарности и блеска сакральное пространство. В его описании, противопоставляемом суете «мирового театра», проступают черты иеротопичности. Само описание выдержано в жанре экфрасиса, но в нем проступают черты и других жанров (философско-богословского эссе, треноса). Ныне, сетует Метохит (и соответствующую топику подхватывает столетием спустя Иосиф Вриенний), монастыри и церкви разорены, все великолепие осталось в былом. Сами места, где мы живем, раньше обладавшие монастырями, осиротели. Также для Метохита характерны аллюзии на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Трактат Метохита позволяет поддержать новейшие представления византинистов о том, что византийские интеллектуалы обладали творческой свободой и изрядным воображением, позволявшим им конструировать собственные виртуальные миры и привлекать к ним внимание заинтересованного читателя.

AB - Статья посвящена осмыслению Феодором Метохитом (главным образом, на материале гл. 40 «Памятных записок») феномена монастыря и монастырской жизни в сопоставлении с текстами его предшественников по жанру экфрасиса (таких, как Михаил Ритор). Соответствующее описание и «концептуальный портрет» монастыря как института и монаха как подвижника у Метохита продолжают давнюю позднеиудейскую и христианскую традицию осмысления Храма (сначала Соломона, а затем - и всякого христианского храма, но в первую очередь, Св. Софии Константинопольской) как: а) средоточия жизни для верующих; б) вместообразного (т. е. особого освященного образа) Небесного Храма - Нового Иерусалима, эсхатологическое пришествие которого, согласно Новому Завету, увидят праведные в Царстве Небесном. Для Метохита монастырь и есть духовное и наглядно-образное претворение Царствия Божия на земле, исполненное лучезарности и блеска сакральное пространство. В его описании, противопоставляемом суете «мирового театра», проступают черты иеротопичности. Само описание выдержано в жанре экфрасиса, но в нем проступают черты и других жанров (философско-богословского эссе, треноса). Ныне, сетует Метохит (и соответствующую топику подхватывает столетием спустя Иосиф Вриенний), монастыри и церкви разорены, все великолепие осталось в былом. Сами места, где мы живем, раньше обладавшие монастырями, осиротели. Также для Метохита характерны аллюзии на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Трактат Метохита позволяет поддержать новейшие представления византинистов о том, что византийские интеллектуалы обладали творческой свободой и изрядным воображением, позволявшим им конструировать собственные виртуальные миры и привлекать к ним внимание заинтересованного читателя.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49957251

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85146238790

U2 - 10.15826/adsv.2022.50.016

DO - 10.15826/adsv.2022.50.016

M3 - Статья

VL - 50

SP - 257

EP - 282

JO - Античная древность и средние века

JF - Античная древность и средние века

SN - 0320-4472

ER -

ID: 32908486