Статья посвящена осмыслению Феодором Метохитом (главным образом, на материале гл. 40 «Памятных записок») феномена монастыря и монастырской жизни в сопоставлении с текстами его предшественников по жанру экфрасиса (таких, как Михаил Ритор). Соответствующее описание и «концептуальный портрет» монастыря как института и монаха как подвижника у Метохита продолжают давнюю позднеиудейскую и христианскую традицию осмысления Храма (сначала Соломона, а затем - и всякого христианского храма, но в первую очередь, Св. Софии Константинопольской) как: а) средоточия жизни для верующих; б) вместообразного (т. е. особого освященного образа) Небесного Храма - Нового Иерусалима, эсхатологическое пришествие которого, согласно Новому Завету, увидят праведные в Царстве Небесном. Для Метохита монастырь и есть духовное и наглядно-образное претворение Царствия Божия на земле, исполненное лучезарности и блеска сакральное пространство. В его описании, противопоставляемом суете «мирового театра», проступают черты иеротопичности. Само описание выдержано в жанре экфрасиса, но в нем проступают черты и других жанров (философско-богословского эссе, треноса). Ныне, сетует Метохит (и соответствующую топику подхватывает столетием спустя Иосиф Вриенний), монастыри и церкви разорены, все великолепие осталось в былом. Сами места, где мы живем, раньше обладавшие монастырями, осиротели. Также для Метохита характерны аллюзии на Псевдо-Дионисия Ареопагита. Трактат Метохита позволяет поддержать новейшие представления византинистов о том, что византийские интеллектуалы обладали творческой свободой и изрядным воображением, позволявшим им конструировать собственные виртуальные миры и привлекать к ним внимание заинтересованного читателя.