Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Сопряженность временной перспективы, субъективного благополучия и личностной ресурсности в позднем возрасте
AU - Glukhanyuk, Natalya s.
AU - Sergeeva, Tamara B.
AU - Borisov, Georgy I.
AU - Panchenko, Polina B.
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - Введение. Реализация ресурсов, доступ к образованию, сохранение благополучия пожилых людей – актуальные вопросы для исследовательской и социальной практики, поскольку эффективное проектирование образовательной среды и методов социальной поддержки нуждается в эмпирически подтвержденных данных о психологических особенностях и возможностях человека в пожилом возрасте. Изучение связи временной перспективы с благополучием и ресурсностью позволяет определить возможности влияния образовательной среды на данные характеристики. Цель статьи – выявить характер сопряженности временной перспективы личности с показателями субъективного благополучия и компонентами личностной ресурсности.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики временной перспективы, субъективного благополучия, смысложизненного и регулятивного компонентов личностной ресурсности. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, корреляционный анализ.Результаты. Эмпирически установлены особенности сопряженности временной перспективы с субъективным благополучием (59 корреляционных связей с коэффициентами – 0,230 < r < 0,496), регулятивным (42 корреляционных связи с коэффициентами – 0,325 < r < 0,450) и смысложизненным (43 корреляционных связи с коэффициентами – 0,573 < r < 0,415) компонентами личностной ресурсности. Определены «благоприятные» и «неблагоприятные» типы временных ориентаций в позднем возрасте. Конкретизировано их позитивное и негативное влияние на показатели субъективного благополучия, а также смысложизненного и регулятивного компонентов личностной ресурсности.Заключение. Полученные результаты позволили определить методы управления временной перспективой посредством поддержания и развития ее «благоприятных» типов – ориентации на будущее, позитивное прошлое и гедонистическое настоящее, и снижения негативного влияния «неблагоприятных» типов – ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее.
AB - Введение. Реализация ресурсов, доступ к образованию, сохранение благополучия пожилых людей – актуальные вопросы для исследовательской и социальной практики, поскольку эффективное проектирование образовательной среды и методов социальной поддержки нуждается в эмпирически подтвержденных данных о психологических особенностях и возможностях человека в пожилом возрасте. Изучение связи временной перспективы с благополучием и ресурсностью позволяет определить возможности влияния образовательной среды на данные характеристики. Цель статьи – выявить характер сопряженности временной перспективы личности с показателями субъективного благополучия и компонентами личностной ресурсности.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 528 респондентов (387 женщин, 152 мужчины) в возрасте от 45 до 75 лет, средний возраст участников 58 лет. Реализован комплекс из одиннадцати психодиагностических методик, объединенных в три блока: методики диагностики временной перспективы, субъективного благополучия, смысложизненного и регулятивного компонентов личностной ресурсности. Для обработки данных использовались методы дескриптивной статистики, корреляционный анализ.Результаты. Эмпирически установлены особенности сопряженности временной перспективы с субъективным благополучием (59 корреляционных связей с коэффициентами – 0,230 < r < 0,496), регулятивным (42 корреляционных связи с коэффициентами – 0,325 < r < 0,450) и смысложизненным (43 корреляционных связи с коэффициентами – 0,573 < r < 0,415) компонентами личностной ресурсности. Определены «благоприятные» и «неблагоприятные» типы временных ориентаций в позднем возрасте. Конкретизировано их позитивное и негативное влияние на показатели субъективного благополучия, а также смысложизненного и регулятивного компонентов личностной ресурсности.Заключение. Полученные результаты позволили определить методы управления временной перспективой посредством поддержания и развития ее «благоприятных» типов – ориентации на будущее, позитивное прошлое и гедонистическое настоящее, и снижения негативного влияния «неблагоприятных» типов – ориентации на негативное прошлое и фаталистическое настоящее.
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?partnerID=8YFLogxK&scp=85193432617
U2 - 10.32744/pse.2024.2.26
DO - 10.32744/pse.2024.2.26
M3 - Статья
VL - 68
SP - 424
EP - 441
JO - Perspectives of Science and Education
JF - Perspectives of Science and Education
SN - 2307-2334
IS - 2
ER -
ID: 57305276