Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Studies of religion in high school: comparative analysis of the content of educational publications
AU - Kuznetsova, Olesya V.
AU - Osintsev, Alexey V.
AU - Smolina, Natalya S.
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - Проблема содержания учебных изданий для студентов вузов по религиоведению, вышедших в последнее время, является важной и актуальной исследовательской проблемой, так как показывает зависимость их содержания от социокультурных изменений, происходящих в поле отечественного религиоведения: объекте, методологии исследования, научных подходах и принципах. Методы исследования. Для выявления факторов, влияющих на содержание учебных изданий, проведен их сравнительный анализ (общее количество - 38) по критериям: время выхода учебного издания; ориентация учебного издания (специальность, направление подготовки, уровень образования); структура религиоведения как системы знаний о религии; определение религии как базового понятия; нейтральность позиции авторов учебных изданий по отношению к той или иной религии. Были проанализированы учебники и учебные пособия, подготовленные коллективами авторов и изданные в крупных российских издательствах, либо в вузовских издательствах. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа показана эволюция содержания учебных изданий, его корреляция с происходящими социокультурными изменениями и векторами исследования религии в отечественной и зарубежной науке. Выявлены изменения структуры знания и поля религиоведения, различия в способах подачи материала; отмечен прикладной характер некоторых разделов для студентов направлений «Юриспруденция», «Социальная работа» с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Зафиксированы различия в «нейтральности» авторской позиции по отношению к той или иной религии, равноудаленности от религиозных институтов или конфессий. Выводы. Отечественные учебные издания по религиоведению претерпели существенные идейные и содержательные изменения с советских времен научного атеизма. В изученных российских учебных изданиях присутствует в систематизированном виде утвердившееся в академическом сообществе исследователей религии знание о религии. Однако доля новых современных тем о религии дискуссионного характера не высока. Выявлено, что авторы учебных изданий, аффилированные с крупными религиоведческими центрами, занимают объективную, нейтральную позицию в описании религий и конфессий. Субъективность, отсутствие нейтральности авторов, а также определенное не следование светскому характеру высшей школы в России обнаружено в учебных изданиях заведений, не имеющих профильных кафедр религиоведения. Организация материала в учебных изданиях затрудняет самостоятельный сравнительный анализ религий учащимися.
AB - Проблема содержания учебных изданий для студентов вузов по религиоведению, вышедших в последнее время, является важной и актуальной исследовательской проблемой, так как показывает зависимость их содержания от социокультурных изменений, происходящих в поле отечественного религиоведения: объекте, методологии исследования, научных подходах и принципах. Методы исследования. Для выявления факторов, влияющих на содержание учебных изданий, проведен их сравнительный анализ (общее количество - 38) по критериям: время выхода учебного издания; ориентация учебного издания (специальность, направление подготовки, уровень образования); структура религиоведения как системы знаний о религии; определение религии как базового понятия; нейтральность позиции авторов учебных изданий по отношению к той или иной религии. Были проанализированы учебники и учебные пособия, подготовленные коллективами авторов и изданные в крупных российских издательствах, либо в вузовских издательствах. Результаты исследования и их обсуждение. На основе анализа показана эволюция содержания учебных изданий, его корреляция с происходящими социокультурными изменениями и векторами исследования религии в отечественной и зарубежной науке. Выявлены изменения структуры знания и поля религиоведения, различия в способах подачи материала; отмечен прикладной характер некоторых разделов для студентов направлений «Юриспруденция», «Социальная работа» с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Зафиксированы различия в «нейтральности» авторской позиции по отношению к той или иной религии, равноудаленности от религиозных институтов или конфессий. Выводы. Отечественные учебные издания по религиоведению претерпели существенные идейные и содержательные изменения с советских времен научного атеизма. В изученных российских учебных изданиях присутствует в систематизированном виде утвердившееся в академическом сообществе исследователей религии знание о религии. Однако доля новых современных тем о религии дискуссионного характера не высока. Выявлено, что авторы учебных изданий, аффилированные с крупными религиоведческими центрами, занимают объективную, нейтральную позицию в описании религий и конфессий. Субъективность, отсутствие нейтральности авторов, а также определенное не следование светскому характеру высшей школы в России обнаружено в учебных изданиях заведений, не имеющих профильных кафедр религиоведения. Организация материала в учебных изданиях затрудняет самостоятельный сравнительный анализ религий учащимися.
KW - Academic discipline
KW - Higher education
KW - Religion
KW - Studies of religion
KW - Study guide
KW - Textbook
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85091412893&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43917952
U2 - 10.32744/pse.2020.4.13
DO - 10.32744/pse.2020.4.13
M3 - Article
AN - SCOPUS:85091412893
VL - 46
SP - 193
EP - 202
JO - Perspektivy Nauki i Obrazovania
JF - Perspektivy Nauki i Obrazovania
SN - 2307-2334
IS - 4
ER -
ID: 13918097