С целью совершенствования концептуального аппарата эпистемологии важно не просто накопить вариации мысленных экспериментов, проясняя с их помощью ключевые положения теории референции и степень онтологических допущений, принимаемых вместе с языком, но и поставить под сомнение привлекательность объяснительных свойств эмпирических методов для развития знания о ментальных состояниях «другого Я». Статья разделена на две части: в первой рассматривается теоретическое обоснование изменения фокуса видения проблемы понимания религиозного опыта; во второй - анализируется пример, демонстрирующий необходимость обращения к мысленным экспериментам на этапе идентификации переживаний человека, именуемых религиозными, так как только с их помощью мы имеем возможность «расширить наше собственное рефлексивное представление об особенностях нашей собственной концептуальной схемы» (Stroson, 2009: 97).