Статья отражает некоторые аспекты более широкой работы о понятии меланхолии, используемом в современной истории искусства. Начав с исследования историографии гравюры «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера, автор обнаружил, что само понятие меланхолии стало часто используемым тропом в современной теории. Наиболее яркий пример того - противоречивая концепция Майкл Энн Холли истории искусства как меланхолической дисциплины - стал предметом данной статьи. Теория Холли вызывает несколько вопросов: какова методологическая основа ее рассуждений, есть ли какие-либо концепции, оказавшие влияние на ее теорию, и действительно ли это меланхолия, а не что-либо другое, присущее истории искусства. Отвечая на эти вопросы, автор данной статьи обращается к философии истории, а именно, работам Франка Анкерсмита и Питера Фрицше, которые концептуализировали понятие ностальгии в своих исследованиях. Этот контекст позволяет представить гипотезу о том, что тенденции соседней дисциплины могли оказать влияние на рассуждения Холли и вдохновить ее на использование похожего тропа в собственной области. Анализируя эффективность использования Холли фрейдистского определения меланхолии и обращаясь к понятию ностальгии в том виде, как оно разработано философией истории, автор приходит к заключению, что происхождение меланхолии дисциплины Холли в действительности ностальгическое.
Переведенное названиеМеланхолия в истории искусства: скорбь или ностальгия?
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)136-140
ЖурналЖурнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Том5
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2012

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 15.21.00 Общая психология

ID: 9235088