DOI

Проблема и цель. Страны и территории мира, лидирующие в системе школьного образования, формируют стратегические треки развития, направленные на разработку и внедрение образовательных проектов, ориентированных на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности и ее социализацию в условиях глобальной цифровизации. Цель исследования - изучить глобальные треки стратегического развития мировых лидеров в области школьного образования в преддверии исследования PISA-2022. Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование опирается на ретроспективный и перспективный анализ. Материалами исследования послужили суммарные показатели по читательской, математической и естественнонаучной грамотности из отчетов PISA 2012, 2015, 2018 стран блока ОЭСР и их партнеров в агрегированном виде, которые сопоставлялись с качественными и количественными характеристиками систем школьного образования выбранных стран и территорий. Отчетные показатели использовались для составления гибридного рейтинга, межстранового сравнения и оценки динамики (прироста) за три периода опросов PISA. В работе проводится кейс-анализ систем школьного образования стран и территорий мировых лидеров для выявления особенных и общих показателей глобальных треков стратегического развития. Измерение коэффициента сравнения позволяет проверить применимость универсальных и/или уникальных индикаторов стратегии. Результаты исследования. Показатели гибридного рейтинга по данным PISA 2012, 2015, 2018 демонстрируют положительный прирост в Макао (Китай) и Москве (Россия) в диапазоне 2-4%; почти нулевой прирост в Сингапуре и Эстонии; отрицательный прирост к 2018 г. у Китая (Пекин - Шанхай - Цзянсу - Гуандун), Гон-Конга (Китай), Японии, Кореи, Китайского Тайбея в диапазоне 4-5%. Выделены индикаторы стратегических треков развития: профессиональный стандарт педагога, система учительского роста, сертификация педагогических работников, оценка качества работы учителя (аттестация), компетентностный подход, HR-служба, цифровизация образовательного процесса (цифровые компетенции), направленные на реализацию основных задач PISA. Заключение. Система школьного образования любой страны или территории может внедрять и реализовывать в своей системе индикаторы глобального универсального трека стратегического развития, но также может разрабатывать уникальные образовательные проекты и программы для повышения качества образования.
Переведенное названиеГлобальные треки стратегического развития мировых лидеров в области школьного образования в преддверии исследования PISA-2022
Язык оригиналаАнглийский
Страницы (с-по)20-38
Число страниц19
ЖурналPerspektivy Nauki i Obrazovania
Том56
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    Предметные области ASJC Scopus

  • Education
  • Philosophy

    Области исследований

  • digital transformation, global digitalization, global tracks of strategic development, global trends in the education system, PISA, school education system, world leaders in education

ID: 30386550