Введение. Включенность в глобальные информационные потоки, проведение крупных международных мероприятий на территории России, акцентирование внимания на взаимодействии с иностранными университетами и партнерами создает условия для формирования у современной молодежи направленности на глобальную траекторию мобильности - поступление в образовательные организации иностранных государств. При этом развитие российского образования, интернационализация и сетевое взаимодействие свидетельствуют о повышении роли и качества образования в России на глобальном рынке. Столь явные тенденции повышения мобильности в образовании закономерно требуют исследования распространенности идей мобильности в целом и по отдельным направлениям среди школьников, студентов университетов. Цель исследования - выявить распространенность идей мобильности (потенциальная мобильность), как внутри России, так и за ее пределами среди выпускников образовательных организаций (разного уровня). Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 1136 выпускников образовательных организаций г. Екатеринбурга, из них 30% выпускников общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, 60% выпускников бакалавриата 4-х университетов, 10% выпускники магистратуры 3-х университетов. Результаты исследования. Проведенное в 2020-2021 годах исследование обозначило следующие тенденции: чем выше уровень образования, тем выше ценится образовательная среда в стране проживания, тем более масштабно представлена национальная траектория мобильности (школьники - 46%, бакалавры - 51%, магистры - 54%). Среди глобального рынка образовательных услуг для всех выпускников образовательных организаций России приоритет отдается Европе. Среди бакалавров больше тех, кто уверен, что сможет найти желаемую работу в России (21%), чем в другой стране. Магистранты еще более уверены в возможностях работы по своей специальности в России (36%). Очевидно, что чем старше становится выпускник, тем преобладают более рациональные мотивы в траектории мобильности. Заключение. Исследование потенциальной мобильности позволяет сделать вывод, что преобладание национальной траектории мобильности прямо пропорционально взрослению, чем старше респондент, тем более рационально он подходит к выбору дальнейшего места учебы и проживания с учетом возможностей, как интеллектуальных, так и финансовых. Тем самым становится очевидным, почему достаточно высокие цифры потенциальной мобильности не становятся столь же высокими показателями реальной образовательной и трудовой эмиграции.