Статья посвящена выявлению стилистических закономерностей в реализации рельефных камнерезных мозаик в жанре натюрморта, созданных в 1840-1860-х гг. мастерами Императорской Петергофской гранильной фабрики. Приводятся данные о контексте, в котором происходит новое обращение к технике: исторические истоки, общеевропейские тенденции в мебельном искусстве, связанные со стилистикой историзма и обращением к неоренессансу, приложение этой техники к созданию натюрмортных композиций мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. На основании анализа памятников делается вывод о характерных особенностях петергофских мозаик, отличающихся от работ европейских современников: особой палитре материалов, технических приемах, стилистической приверженности к точной ботанической передаче изображаемых растений - характерному для декоративно-прикладного искусства середины XIX в. натуроподобию.