Начиная со знаменитых «Тезисов о понятии истории» Вальтера Беньямина, ангелы в искусстве Пауля Клее воспринимаются как таинственные символы времени, истории или души. Предметом анализа в статье выступает графический цикл, созданный в последние годы жизни художника (1939-1940). Этот цикл может считаться его творческим завещанием, поскольку здесь в наиболее концентрированном виде выражена философия мастера: представление о человеке, месте его среди творений. В нем также последовательно проведены и основные художественные принципы, которых придерживался Клее. На основании анализа отношений, которые существуют между листами, входящими в цикл, и другими его произведениями, делается вывод, что главная тема цикла ангелов именно человек. Связывая образ человека с образом ангела, художник следует известным традициям европейской мысли, определяющим сущность человека из его отношения к ангелам. Но поскольку у Клее решительно переосмысливается образ универсума в целом, который у него вовсе не является лестницей совершенств, восходящей к ангелам и Богу, отношения между людьми и ангелами также принимают иной вид. Это уже не две разные ступени творения: ангелы здесь, в интимном родстве с человеком. Философское и художественное видение Клее, берущее мир под углом зрения его динамики и формирования, подчеркивают в человеке динамическую и временную составляющую его природы. В этой динамической перспективе человек и становится у Клее ангельским гротеском. Ему соответствует своя временнáя форма существования. В качестве такой временной формы человеческого - экстатического - существования оказывается мгновение, выходящее за свои пределы, растущее из себя самого.