В статье рассматриваются способы трансформации нотной графики композиторами XX века. В статье рассматриваются различные аспекты музыкального искусства - музыкальная речь, музыкальное письмо и музыкальный язык. Актуальность исследования заключается в недостаточной философской и культурологической проработанности проблемы изменения нотной графики в отечественной науке. Кроме этого, актуальность подтверждается еще и тем, что с музыковедческой точки зрения, данная тема интересует множество авторов, как отечественных, так и зарубежных. Цель исследования заключается в анализе способов трансформации нотной графики композиторами XX века. В статье используется культур-философский анализ музыкальной графики, речи и письма. Рассматривая музыку как знаковую систему языка и средство художественной коммуникации, мы обращаемся к семиотическому методу при расшифровке знаков нотной записи, герменевтическому методу - при трактовке музыкальных текстов и тех изменений графики, которую применяют композиторы. В контексте музыкальной записи, нотных знаков исследователи приходят к однозначному выводу, что в данный момент альтернативы традиционной нотной записи, которая бы подходила большинству композиторов, не существует. Традиционная нотация выполняет основные задачи, поставленные перед композитором и исполнителем: содержит закодированное музыкальное сообщение, последовательность и совокупность использования инструментов, возможность передачи настроения, эмоционального отношения, достаточно легко поддается расшифровке исполнителями идей композитора и так далее.