Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{737dcd3770874b799822ea107ec54469,
title = "{"}РАССЫПЬТЕСЬ МОЛОДЦЫ ЗА КАМНИ И КУСТЫ...{"}: ЖИЗНЬ И СУДЬБА ЕВРЕЕВ-КАНТОНИСТОВ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ. 1843-1858 ГГ.",
abstract = "Несмотря на сложившуюся историографию по истории иудаизма за пределами черты оседлости, сюжеты, связанные с появлением на Урале и в Сибири евреев-кантонистов, изучены лишь фрагментарно и основаны почти исключительно на воспоминаниях самих кантонистов. Целью исследования является реконструкция среды, в которой проживали солдаты-евреи, проходившие службу в Екатеринбурге в составе Оренбургского линейного батальона № 8 в 1843-1858 гг. В статье на основе системного анализа корпуса делопроизводственных материалов батальона, хранящегося в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), многие из которых впервые вводятся в научный оборот, реконструируются элементы повседневной жизни кантонистов, выявляются пути их интеграции в российское общество. Исследованием установлено, что солдат-евреев часто привлекали к работам, напрямую не связанным с прохождением воинской службы, многие смогли обучиться новому для себя ремеслу музыканта, сапожника, портного, цирюльника. Многие солдаты-евреи за годы службы в Екатеринбурге получили награды и очередные воинские звания, а некоторые создали семьи и обзавелись детьми. У солдат-иудеев была возможность сохранить религиозную идентичность: они могли собираться по субботам на коллективную молитву, отмечать основные праздники, проводить ритуалы жизненного цикла, соблюдать важнейшие религиозные предписания. Бывшие кантонисты не были изолированы от контактов с родными и единоверцами, постоянно проживавшими в Урало-Сибирском регионе, что также способствовало сохранению религиозной идентичности. Вместе с тем они активно контактировали и с городским православным населением, результатом чего могло быть решение принять крещение. На подобный шаг их подталкивали такие факторы, как неблагоприятные личные обстоятельства либо желание кардинально изменить свою судьбу. Крещение могло дать возможность внеочередного повышения по службе, позволяло жениться на православной девушке, получить статус горожанина, войти в один из православных приходов Екатеринбурга. Согласно батальонной документации, примерно 20% солдат-иудеев перешло в православие за время службы в Екатеринбурге. Проведенное исследование позволило детальнее представить положение солдат-иудеев и оценить екатеринбургский период в жизни кантонистов как с точки зрения возможности сохранения традиционной религиозности, так и с точки зрения интеграции в городское сообщество. Насколько этот опыт был уникален, можно будет сказать после аналогичного изучения делопроизводственных документов других батальонов.",
keywords = "Historical sources, State Archive of the Sverdlovsk Region (GASO), cantonists, Jews, Yekaterinburg, Jewish soldiers, Russian Empire, history, everyday life, soldiers' synagogue",
author = "Заболотных, {Елизавета Александровна} and Главацкая, {Елена Михайловна}",
year = "2021",
doi = "10.28995/2073-0101-2021-2-555-568",
language = "Русский",
pages = "555--568",
journal = "Herald of an archivist",
issn = "2073-0101",
publisher = "Russian Society of Historians and Archivists",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - "РАССЫПЬТЕСЬ МОЛОДЦЫ ЗА КАМНИ И КУСТЫ...": ЖИЗНЬ И СУДЬБА ЕВРЕЕВ-КАНТОНИСТОВ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ. 1843-1858 ГГ.

AU - Заболотных, Елизавета Александровна

AU - Главацкая, Елена Михайловна

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Несмотря на сложившуюся историографию по истории иудаизма за пределами черты оседлости, сюжеты, связанные с появлением на Урале и в Сибири евреев-кантонистов, изучены лишь фрагментарно и основаны почти исключительно на воспоминаниях самих кантонистов. Целью исследования является реконструкция среды, в которой проживали солдаты-евреи, проходившие службу в Екатеринбурге в составе Оренбургского линейного батальона № 8 в 1843-1858 гг. В статье на основе системного анализа корпуса делопроизводственных материалов батальона, хранящегося в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), многие из которых впервые вводятся в научный оборот, реконструируются элементы повседневной жизни кантонистов, выявляются пути их интеграции в российское общество. Исследованием установлено, что солдат-евреев часто привлекали к работам, напрямую не связанным с прохождением воинской службы, многие смогли обучиться новому для себя ремеслу музыканта, сапожника, портного, цирюльника. Многие солдаты-евреи за годы службы в Екатеринбурге получили награды и очередные воинские звания, а некоторые создали семьи и обзавелись детьми. У солдат-иудеев была возможность сохранить религиозную идентичность: они могли собираться по субботам на коллективную молитву, отмечать основные праздники, проводить ритуалы жизненного цикла, соблюдать важнейшие религиозные предписания. Бывшие кантонисты не были изолированы от контактов с родными и единоверцами, постоянно проживавшими в Урало-Сибирском регионе, что также способствовало сохранению религиозной идентичности. Вместе с тем они активно контактировали и с городским православным населением, результатом чего могло быть решение принять крещение. На подобный шаг их подталкивали такие факторы, как неблагоприятные личные обстоятельства либо желание кардинально изменить свою судьбу. Крещение могло дать возможность внеочередного повышения по службе, позволяло жениться на православной девушке, получить статус горожанина, войти в один из православных приходов Екатеринбурга. Согласно батальонной документации, примерно 20% солдат-иудеев перешло в православие за время службы в Екатеринбурге. Проведенное исследование позволило детальнее представить положение солдат-иудеев и оценить екатеринбургский период в жизни кантонистов как с точки зрения возможности сохранения традиционной религиозности, так и с точки зрения интеграции в городское сообщество. Насколько этот опыт был уникален, можно будет сказать после аналогичного изучения делопроизводственных документов других батальонов.

AB - Несмотря на сложившуюся историографию по истории иудаизма за пределами черты оседлости, сюжеты, связанные с появлением на Урале и в Сибири евреев-кантонистов, изучены лишь фрагментарно и основаны почти исключительно на воспоминаниях самих кантонистов. Целью исследования является реконструкция среды, в которой проживали солдаты-евреи, проходившие службу в Екатеринбурге в составе Оренбургского линейного батальона № 8 в 1843-1858 гг. В статье на основе системного анализа корпуса делопроизводственных материалов батальона, хранящегося в Государственном архиве Свердловской области (ГАСО), многие из которых впервые вводятся в научный оборот, реконструируются элементы повседневной жизни кантонистов, выявляются пути их интеграции в российское общество. Исследованием установлено, что солдат-евреев часто привлекали к работам, напрямую не связанным с прохождением воинской службы, многие смогли обучиться новому для себя ремеслу музыканта, сапожника, портного, цирюльника. Многие солдаты-евреи за годы службы в Екатеринбурге получили награды и очередные воинские звания, а некоторые создали семьи и обзавелись детьми. У солдат-иудеев была возможность сохранить религиозную идентичность: они могли собираться по субботам на коллективную молитву, отмечать основные праздники, проводить ритуалы жизненного цикла, соблюдать важнейшие религиозные предписания. Бывшие кантонисты не были изолированы от контактов с родными и единоверцами, постоянно проживавшими в Урало-Сибирском регионе, что также способствовало сохранению религиозной идентичности. Вместе с тем они активно контактировали и с городским православным населением, результатом чего могло быть решение принять крещение. На подобный шаг их подталкивали такие факторы, как неблагоприятные личные обстоятельства либо желание кардинально изменить свою судьбу. Крещение могло дать возможность внеочередного повышения по службе, позволяло жениться на православной девушке, получить статус горожанина, войти в один из православных приходов Екатеринбурга. Согласно батальонной документации, примерно 20% солдат-иудеев перешло в православие за время службы в Екатеринбурге. Проведенное исследование позволило детальнее представить положение солдат-иудеев и оценить екатеринбургский период в жизни кантонистов как с точки зрения возможности сохранения традиционной религиозности, так и с точки зрения интеграции в городское сообщество. Насколько этот опыт был уникален, можно будет сказать после аналогичного изучения делопроизводственных документов других батальонов.

KW - Historical sources

KW - State Archive of the Sverdlovsk Region (GASO)

KW - cantonists

KW - Jews

KW - Yekaterinburg

KW - Jewish soldiers

KW - Russian Empire

KW - history

KW - everyday life

KW - soldiers' synagogue

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46339204

UR - https://gateway.webofknowledge.com/gateway/Gateway.cgi?GWVersion=2&SrcAuth=tsmetrics&SrcApp=tsm_test&DestApp=WOS_CPL&DestLinkType=FullRecord&KeyUT=000698603400019

U2 - 10.28995/2073-0101-2021-2-555-568

DO - 10.28995/2073-0101-2021-2-555-568

M3 - Статья

SP - 555

EP - 568

JO - Herald of an archivist

JF - Herald of an archivist

SN - 2073-0101

IS - 2

ER -

ID: 23017300