В статье рассмотрены особенности кинематики главных механизмов карьерного экскаватора (мехлопаты) при их совместном функционировании. Выполнен анализ рычажного механизма, соединяющего главные механизмы с ковшом, установлены зависимости между скоростями рабочих движений и положением ковша в рабочей зоне экскаватора, определены рациональные значения скоростей рабочих движений в процессе работы. Показано, что в процессе экскавации горных пород образуется общий передаточный механизм приводов главных механизмов, состоящий из главных механизмов и рычажного механизма, соединяющего главные механизмы с ковшом. Использовались методы анализа механизмов, математическое моделирование и вычислительный эксперимент. На основе имитационной модели процесса экскавации выполнен вычислительный эксперимент по расчету режимных параметров главных механизмов экскаватора ЭКГ-20А производства ПАО «Уралмашзавод» при отработке экскаваторного забоя. Установлено, что рычажный механизм имеет две степени подвижности. Обобщенными координатами рычажного механизма, определяющими положения всех звеньев как рычажного, так и главных механизмов, являются координаты вершины режущей кромки ковша. Определены рациональные значения скоростей подъема и напора, при которых обеспечивается перемещение ковша с постоянной скоростью копания по заданной траектории в процессе отработки забоя. Выполненный анализ кинематики совместного функционирования главных механизмов и рабочего оборудования при экскавации горных пород показал взаимозависимость между режимными параметрами главных механизмов в процессе экскавации. В дальнейшем установленная взаимозависимость может служить основой для разработки адаптивной системы цифрового управления приводами главных механизмов, обеспечивающей за счет согласования скоростей рабочих движений в конкретных условиях эксплуатации повышение эффективности функционирования экскаватора.