Исследование посвящено художественно-критической деятельности мастера русского авангарда И. Пуни в рамках его берлинского периода (1920-1923). Материалом для анализа послужила книга «Современная живопись» И. Пуни, в которой обобщены не только первоначальные тексты публичных лекций Пуни, но и его рефлексия на возникшую критическую реакцию. С опорой на структурно-семиотический анализ проводятся параллели с живописным опытом И. Пуни, выявляются аксиологические установки времени. В годы эмиграции Пуни был среди тех, кто формировал взгляды на искусство своего времени. За этот период критик прошел путь от понимания механистических приемов композиции русского беспредметного искусства к важности интуитивного начала как основы творчества и зрительской работы при восприятии произведения искусства, семантически наполненного и неоднозначно считываемого. На страницах книги художник вступает в дискуссию с Э. Лисицким, В. Татлиным, крупнейшими европейскими художниками, обосновывая свой взгляд на болевые точки современного искусства.