Статья посвящена исследованию элементов дизайн-кода, как средству формирования комфортной городской среды в условиях быстрых темпов трансформации сфер общественной жизни, и как следствие новых взаимоотношений населения с городом. Рассматривается дизайн-код городских пространств, как основной структурный элемент айдентики и изменение вектора развития городов в условиях снижения социальной и инвестиционной привлекательности малых и средних городов, утраты идентификации и самобытности промышленных городов и моногородов. Обоснована необходимость создания единой стилистической городской среды, обусловленной мультикультурностью архитектуры и маркетинга, многонациональным населением, что накладывает свой отпечаток на городскую среду и ее восприятие жителями. Проводится анализ зарубежного и отечественного опыта применения дизайн-кода, его влияния на архитектуру, психологическое и физическое здоровье человека, стимулирование экономики и социальные аспекты общественной жизни, а также описываются проблемы современных городов и способы их решения с помощью дизайн-кодирования. По итогам анализа лучших практик были выделены наиболее актуальные тенденции в формировании комфортной городской среды различными элементами дизайн-кода, которые отличаются наибольшей эффективностью и привлекательностью. Предложены рекомендации формирования айдентики городов России для участников городского планирования и управления архитектуры и градостроительства, а также новый взгляд на комплексное устойчивое развитие.