Статья посвящена рассмотрению исследовательских интерпретаций - как религиозных, так и светских - некоторых принципиальных положений теологии Мартина Лютера, в частности учения о «двух царствах», о греховности человеческой природы, о всеобщем священстве и др., которые повлияли на формирование и развитие скандинавской модели государства всеобщего благоденствия (преимущественно на примере Дании). В статье поставлены следующие вопросы: каким образом те или иные теологические идеи и принципы воплощались в традициях, ценностях, поведенческих стратегиях, социальных движениях, формальных и неформальных правилах и нормах, которые привели к возникновению государства всеобщего благоденствия? Что общего имеет институциональный дизайн государства всеобщего благоденствия с евангелическолютеранской проповедью, которая на протяжении веков провозглашала ответственность каждого отдельного индивида и коллектива людей за заботу о других людях? Каким способом можно доказательно проанализировать влияние этих идей на социальные отношения и убеждения людей? Статья опирается на результаты исследований этой проблематики, полученные в рамках недавнего «культурного поворота» в гуманитарных и социальных науках, который постепенно привел к изменению акцентов в исследовательской логике и вывел едва ли не на первый план историко-культурные, в том числе религиозные, особенности скандинавских стран. В статье подробно анализируется учение Мартина Лютера о «двух царствах» и его современные интерпретации, в том числе то, как они отразились в идеологии скандинавской социал-демократии. Сделан вывод о том, что скандинавская модель государства всеобщего благоденствия является результатом уникального сочетания лютеранского благочестия, деятельности социал-демократических партий, исторических обстоятельств, приведших к формированию более или менее гомогенных этно-конфессиональных национальных государств, а также труда множества людей, которые захотели и смогли создать для себя достойные условия жизни. Эта тема нуждается в дальнейшем исследовании с учетом социально-культурного контекста той или иной страны.