В статье анализируется один из компонентов творческого метода М. Врубеля. Используя предложенный Ю. Герчуком термин «иллюстрация-феерия», авторы акцентируют внимание на роли М. Зичи в разработке темы лермонтовского «Демона». Отмечается, что для современников работы Зичи были более предпочтительны, чем созданные позже, но воспринятые большинством как «невозможные и нелепые» иллюстрации Врубеля. «Пляска Тамары» Зичи послужила источником для композиционной разработки врубелевской иллюстрации. Сравнительный анализ композиций «Пляска Тамары» того и другого мастера выявляет особенности понимания ими образности и метафоричности изобразительного языка. Иллюстрация-феерия Зичи культивирует и стремится сделать наиболее эффектной «иллюстративную» метафору, которая предполагает существование устойчивой, жесткой связи между визуальным и вербальным компонентами. Врубель создает конструкцию, порождающую серию метафор, каждая из которых может рассматриваться как один из материалов единого проекта.