В статье исследуются архивные документы – черновики, письма и трактаты В. Ф. Одоевского, связанные по своему содержанию с его романом «Русские ночи» и написанные как до, так и после его публикации. Показывается, что Одоевский не только предварял написание романа созданием отдельных статей, но также в своих многочисленных записях, лишь частично опубликованных спустя сто лет после его смерти, давал объяснения относительно содержания и формы своего произведения. Реконструкция этих объяснений помогает осмыслить «Русские ночи» как феномен в единстве его проблемно-ценностной и художественной сторон. Целью исследования стал анализ архивных материалов, которые могли бы служить основой такой реконструкции. Осмысление целого ряда ключевых идей романа «Русские ночи» осуществлялось в соотнесении с теми ответами и оценками, которые находились в рукописях Одоевского. Они касались проблемы влияния немецкой философии на настроения общества той эпохи, а также взаимодействия науки, искусства, веры и любви. В своих черновиках Одоевский подробнее раскрывал природу общественного организма и отношений России и Запада, искал точное определение скептицизма и сам анализировал образ Фауста. В статье показано, как все эти архивные документы дополняют друг друга, образуя единую систему. При таком подходе сам роман «Русские ночи» становится лишь одним из элементов системы, и это приводит к общему выводу о том, что без поиска и изучения остальных элементов исследование философско-художественного мышления Одоевского становится менее продуктивным.
Язык оригиналаРусский
Название основной публикацииТРИЖДЫ ЮБИЛЕЙНЫЙ…
Подзаголовок основной публикациисборник статей
РедакторыН. В. Пращерук
Место публикацииЕкатеринбург
ИздательИздательский Дом «Ажур»
Страницы57-67
Число страниц11
ISBN (печатное издание)978-5-91256-488-8
СостояниеОпубликовано - 2020

    ГРНТИ

  • 17.09.00 История литературы

ID: 14204585