Реконцептуализация ремесленной мастерской (МСП) предполагает иное позиционирование ремесленных практик и знания в истории культуры и промышленности. Последняя характеризовалась сосуществованием малых, средних и крупных производств в полиморфных промышленных районах. Роль Петра заключалась в перекидывании мостика между научной революцией XVII в. и промышленной революцией XVIII в., в соединении знания научного и практического, «наук и художеств». Именно такая структура знаний проходит красной нитью через все это время. От Петра и Лейбница до Ломоносова и французских энциклопедистов. Вывод, к которому приходят авторы, заключается в значении реформ «наук и художеств» Петра I в их единстве, что способствовало соединению наук и художеств, достижению нового качества последних. Эти два феномена встретились в Академии художеств и наук для того, чтобы из обоих сложилось нечто большее - новая наука и новые технологии или «художества» на более высоком технологическом и эстетическом уровне. После нескольких десятилетий совместного существования в стенах Академии наук, они снова расходятся, чтобы развиваться уже в своих многосложных топологемах на более высоком уровне. Исследование проведено на основании методологии социальной топологии.