Принадлежавшая Демидовым вилла Сан-Донато во Флоренции в середине XIX в. была одним из ярчайших явлений в художественной жизни Европы. Богатейшие коллекции, собранные двумя поколениями семьи и открытые для избранной публики в конце 1850-х годов, привлекали не только любопытных туристов, но и специалистов в области истории искусства. Это собрание в значительной степени повлияло на коллекционирование второй половины столетия, продемонстрировав, насколько органично могут сочетаться восточный фарфор и рыцарское оружие, произведения флорентийского кватроченто и живопись французских художников XIX в., мраморы Кановы и малахиты Томира. Тотальные распродажи, длившиеся с 1860-х до 1880-х годов, уничтожили этот ансамбль. Однако благодаря сохранившимся каталогам продаж, нескольким подробным описаниям интерьеров виллы, архивным документам и единичным изображениям сегодня не только возможно восстановить списочный состав коллекций, но и попытаться понять вкус собирателей. Так, в интерьерах Сан-Донато к концу 1850-х годов оказалась одна из богатейших коллекций произведений с малахитом. Один из залов - Зал шпалер, или Большой парадный салон, - украшали произведения мастеров ампира первой трети XIX в. Второй интерьер - Французский, Малахитовый, зал, или Галерея Людовика XVI, в котором были сконцентрированы малахитовые работы середины столетия, - известен лишь по описаниям. Этот комплекс, пронизанный духом историзма, отвечал вкусам Анатолия Демидова. Сопоставление описаний, созданных в 1858 и 1864 гг., архивных документов, аукционных каталогов и ранее осуществленных исследований позволяет реконструировать основные черты ансамблей двух парадных интерьеров флорентийской виллы, атрибутировать находившиеся в них произведения и говорить об особом вкусе представителей семьи Демидовых.