DOI

Педагогика мира возникает после Второй мировой войны, прежде всего для воспитания детей и молодежи ФРГ и ГДР в новом идеологическом ключе. С 1980-х гг. педагогика мира ориентируется в основном на развивающиеся страны, где имеют место постоянные военные конфликты, в которые в качестве активных участников (солдат) включены дети. Предметом анализа в статье являются основные понятия (мир, агрессия, человек и т.п.), которые разрабатывают немецкие теоретики начиная с 1950-х гг. Выявлено, что среди философско-антропологических концептов педагогики мира в ФРГ на первом этапе ее становления находятся следующие: эксцентрическая позициональность человека как живого существа (Г. Плеснер); агрессия как врожденный инстинкт и ее сложные отношения с установлением связей и взаимодействий между людьми (К. Лоренц); человек как биологически недостаточное существо (А. Гелен). В ГДР педагогические теории были фундированы марксистским толкованием сущности человека. После объединения Германии происходят существенные изменения, что знаменует второй этап развития педагогики мира. Человек понимается как существо, хотя и связанное с природой, но в большей мере детерминированное культурой. В этой связи на первый план выходит та часть теории Г. Плеснера, где анализируется сопредельный мир (Mitwelt) и духовная деятельность человека. Значимым становится и концепт Другого. Признавая антропологические законы эксцентрической позициональности, естественной искусственности, опосредствованной непосредственности, исследователи подчеркивают также необходимость учитывать влияние культуры, которая определяет человеческую уникальность.
Переведенное названиеPHILOSOPHICAL AND ANTHROPOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE GERMAN PEACE PEDAGOGY: TRANSFORMATIONS OF KEY CONCEPTS AND APPROACHES
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)121-137
Число страниц7
ЖурналДискурс-ПИ
Том20
Номер выпуска3
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    Уровень публикации

  • Russian Science Citation Index
  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 14.01.07 Философские вопросы и методология педагогики

ID: 48601866