В статье анализируются понятия «меланхолия» и «постимперская меланхолия» в романах Орхана Памука. Предпринята попытка рассмотреть романистику писателя с точки зрения постколониальной и деколониальной теорий. Материал анализа ограничен романами «Мои странные мысли» (2016) и «Стамбул: город воспоминаний» (2012). Ключевым состоянием героев Памука и, как следствие, объектом анализа становится меланхолия, которая, с одной стороны, может интерпретироваться как ностальгия по былому величию Османской империи, а с другой - являет пример «эстетизированной ностальгии» как приема деколониального эстезиса. Меланхолия выступает как смыслообразующий концепт, ключевой мотив художественного мира писателя. Кроме того, в статье акцентируется внимание на положении самого Памука как культурного трикстера, балансирующего между Востоком и Западом в попытке обрести равновесие. Рассматриваются образы «бузы» и «собаки» как символов Османской империи. Анализируется дихотомия «восточный человек» - «европеец». С одной стороны, герои Памука, как и сам Памук, ассоциируют себя с европейским человеком, транслируют «ориенталистскую» точку зрения Запада на Восток как на отсталое пространство, с другой - являются представителями восточной культуры и ментальности, хранителями турецких традиций и истории собственного города. В результате анализа становится очевидно, что меланхолия главных героев связана прежде всего с личным прошлым и детскими воспоминаниями. Это попытка автора вернуться в собственное прошлое для того, чтобы обрести культурную и личностную целостность, обнаружить истоки самоидентификации и преодолеть внутреннего «колонизатора», так, меланхолия Памука неразрывно связана с гордостью и красотой.