Статья посвящена балетному театру выдающегося композитора ХХ-ХХI веков Сергея Михайловича Слонимского, недостаточно исследованному в музыковедческой литературе. На примере балета «Волшебный орех» (в первой редакции - «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство») исследуются особенности музыкального гофманианства Слонимского, вдохновлённого замыслом известного художника Михаила Шемякина, взявшегося воплотить на сцене (в либретто, сценографии и костюмах) содержание сказки о твёрдом орехе Э.-Т.-А. Гофмана (в новелле «Щелкунчик и Мышиный король»). В статье порицается несправедливая критика, которой подверглись в свое время премьерные спектакли обоих балетов, доказывается высокий художественный уровень реализации смелого шемякинского замысла, которому в полной мере соответствует яркая музыка балета и её пластическое и хореографическое решение. В выводах подчёркивается идея синтеза искусств, типичная для эстетики романтизма и убедительно воссозданная в спектаклях Мариинского театра («Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство» (2003), дирижёр В. Гергиев, хореограф К. Симонов; «Волшебный орех» (2005), дирижёр М. Синькевич, хореограф Д. Пандурски).