Статья содержит анализ двух подходов, наиболее часто применяемых при построении виртуализированных лабораторных комплексов в современных вузах. На основании результатов этого анализа предложена концепция гибридного подхода, который сочетает в себе достоинства проанализированных подходов, но при этом свободен от их наиболее существенных недостатков. Результатами проведенного исследования являются предложения по созданию гибридного лабораторного комплекса и описание технических решений, которые необходимы для его внедрения. Представленные в статье предложения и технические решения были апробированы в ходе опытной эксплуатации прототипа гибридного лабораторного комплекса. Результаты исследования могут представлять практический интерес для высших учебных заведений, которые планируют модернизацию своих лабораторных комплексов для организации индивидуальных и удаленных форм проведения практических занятий с использованием технологий комплексной виртуализации.