DOI

Традиция исследований искусства Пауля Клее - искусствоведческих, эстетических, философских достигла той ступени зрелости, когда необходимой становится последовательная разработка методологии. Важнейшим здесь выступает вопрос о единстве творчества Клее не только как художника, но и как теоретика-полемиста, а также как мастера слова, автора знаменитых «Дневников». Вместе с этим неизбежно встает вопрос о единстве мировоззрения Клее. Автор статьи выдвигает гипотезу о связи трех аспектов искусства Клее, которая коренится в юморе, родственном романтическому юмору, описанному Жан-Полем в его «Приготовительной школе эстетики». В статье исследуется, каким образом юмор как творческий принцип реализуется в работах Клее. В качестве творческого начала юмор определяется позицией художника, помещающего себя в пространство между разными порядками бытия. В творчестве Клее это расположение между оптическим путем контакта с предметом и метафизическим (по работе Клее «Пути изучения природы»). Эти различные порядки носят прежде всего темпоральный характер: художник в своем творчестве располагает себя между текущим временем и полнотой времен или вечностью. Исследуются принципы, благодаря которым в живописи Клее разыгрывается встреча этих временных порядков, - симультанный ритм цветовых пятен и свободная линия, создающая и организующая пространство. Юмор как творческий и артистический принцип руководит конфликтом между бесконечной демиургической ролью, на которую претендует мастер, и неизбежной ограниченностью условий творчества.
Переведенное названиеTHE HUMOROUS COSMOS OF PAUL KLEE AND ITS TEMPORAL ORDERS
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)217-240
Число страниц24
ЖурналLogos (Russian Federation)
Том31
Номер выпуска6
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    Предметные области ASJC Scopus

  • Cultural Studies
  • Philosophy
  • Literature and Literary Theory

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК
  • Russian Science Citation Index

    Предметные области WoS

  • Философия

ID: 29476507