Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
Результаты исследований: Вклад в журнал › Статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - ПРОБЛЕМА ФРАГМЕНТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО СООБЩЕСТВА В ОЦЕНКАХ ВУЗОВСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
AU - Ермолаева, Светлана Георгиевна
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Актуальность изучения феномена фрагментации университетского сообщества обусловлена необходимостью социологического анализа латентных последствий внедрения в российском высшем образовании модели академического менеджериализма. В новых условиях университетского управления, базирующегося на принципах стимулирования конкуренции, бюрократизации контроля, формализации системы оценивания академического труда, рационализации затрат, в университетском сообществе возникла крайняя форма его дифференциации - фрагментация. Академический менеджериализм создает организационный и институциональный контекст для этого процесса. Вместо сплоченности и интеграции, необходимых для решения новых стратегических задач университетского развития, возникли сегментация и поляризация. Фрагментация университетского сообщества представляет собой вызов российскому высшему образованию, потому что лишает его важных нематериальных ресурсов - внутригруппового доверия, солидарности, взаимности. Цель статьи заключается в обосновании признаков фрагментации академического сообщества в российских университетах в условиях академического менеджериализма. В статье раскрываются понятие фрагментации университетского сообщества, восприятие фрагментации представителями университетских сообществ, показана связь фрагментации академического сообщества с установлением новой модели образовательного менеджмента. Первый вопрос базируется на теоретическом анализе философских и социологических концепций фрагментации, а также исследований академической профессии. Второй и третий вопросы раскрываются на основе данных эмпирического исследования, проведенного в 2020-2021 гг. в университетах Свердловской области. Основным методом является глубинное интервью с научными и педагогическими сотрудниками университетов (n = 20). Дополнительно был использован метод вторичного анализа данных исследований, посвященных университетскому управлению и академическому сообществу в современных российских университетах.
AB - Актуальность изучения феномена фрагментации университетского сообщества обусловлена необходимостью социологического анализа латентных последствий внедрения в российском высшем образовании модели академического менеджериализма. В новых условиях университетского управления, базирующегося на принципах стимулирования конкуренции, бюрократизации контроля, формализации системы оценивания академического труда, рационализации затрат, в университетском сообществе возникла крайняя форма его дифференциации - фрагментация. Академический менеджериализм создает организационный и институциональный контекст для этого процесса. Вместо сплоченности и интеграции, необходимых для решения новых стратегических задач университетского развития, возникли сегментация и поляризация. Фрагментация университетского сообщества представляет собой вызов российскому высшему образованию, потому что лишает его важных нематериальных ресурсов - внутригруппового доверия, солидарности, взаимности. Цель статьи заключается в обосновании признаков фрагментации академического сообщества в российских университетах в условиях академического менеджериализма. В статье раскрываются понятие фрагментации университетского сообщества, восприятие фрагментации представителями университетских сообществ, показана связь фрагментации академического сообщества с установлением новой модели образовательного менеджмента. Первый вопрос базируется на теоретическом анализе философских и социологических концепций фрагментации, а также исследований академической профессии. Второй и третий вопросы раскрываются на основе данных эмпирического исследования, проведенного в 2020-2021 гг. в университетах Свердловской области. Основным методом является глубинное интервью с научными и педагогическими сотрудниками университетов (n = 20). Дополнительно был использован метод вторичного анализа данных исследований, посвященных университетскому управлению и академическому сообществу в современных российских университетах.
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=48242649
U2 - 10.31660/1993-1824-2022-1-27-40
DO - 10.31660/1993-1824-2022-1-27-40
M3 - Статья
SP - 27
EP - 40
JO - Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика
JF - Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика
SN - 1993-1824
IS - 1
ER -
ID: 30013047