DOI

В статье представлены, результаты, всероссийского социологического исследования академической и социокультурной адаптации студентов российских вузов. Цель статьи состоит в выявлении и интерпретации проблем адаптации обучающихся к учебному процессу, научно-исследовательской деятельности, проектному обучению, социокультурной среде вуза. Предметом исследования стали самооценки адаптированности студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на неё. Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении адаптации студентов к ключевым видам деятельности в вузе, в том числе к новому виду - проектной деятельности. Эмпирическое исследование было реализовано посредством массового онлайн-опроса студентов в мае-июле 2022 г. В генеральную совокупность вошли студенты 1-х и 2-х курсов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения различных направлений подготовки. Общий объём выборочной совокупности составил 15 902 чел., предельная ошибка выборки не превышала 1%. На основе эмпирических данных показаны основные проблемы адаптации студентов к учебной работе: к значительному объёму новой информации, темпу образовательного процесса, формату практических занятий и курсовых работ, требующих большей самостоятельности и активности, нежели в школьном обучении. Раскрывается связь между уровнемучебной активности и инициативности студентов и степенью их интегрированности в университетское сообщество. Показана негативная тенденция снижения активности студентов в сфере научно-исследовательской работы по сравнению с периодом обучения в школе, а также сохранение высокой доли тех, кто склонен к академическому мошенничеству из-за отсутствия адаптационных ресурсов. Сделан вывод о том, что адаптация студентов к проектной деятельности осложняется их неготовностью к ответственности и самостоятельности, установкой на индивидуализм и автономность, недостаточно высоким уровнем профессиональной культуры и профессиональных знаний, который расходится с ожиданиями заказчиков проектов. В то же время зафиксированы положительные эффекты в сфере социокультурной адаптации иногородних и иностранных студентов. Привыкание к специфике российской культуры, академической среде, новому городскому социуму происходит без особых трудностей. Сделан вывод об эффективности вузовских программ адаптации и сопровождения иностранных студентов и студентов с ОВЗ, аргументированный отсутствием существенных различий адаптационных проблем у всех групп студентов.
Переведенное названиеACADEMIC AND SOCIOCULTURAL ADAPTATION OF STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)9-30
Число страниц22
ЖурналВысшее образование в России
Том31
Номер выпуска12
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Предметные области ASJC Scopus

  • Philosophy
  • Education
  • Sociology and Political Science

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

ID: 33325232