Приводятся результаты социопсихологического опроса по теме школьной травли. Основной целью работы является освещение симптоматики буллинга, а также поиск его процессуальной составляющей. Ни одна травля не начинается без причины, однако на данный момент в российских школах не существует единой системы выявления, предупреждения и работы с буллингом, что может в крайних случаях привести к исходам, подобным 11 мая 2021 г. (теракт в гимназии Казани). Представлены материалы исследования, проведенного на выборке учащихся школ и учреждений среднего профессионального образования Свердловской области (N = 1762). Полученные результаты демонстрируют распространенность феномена буллинга в школах и показывают, что буллинг - это процесс, направленный на создание иерархии. Он начинается с определения «лидера» и «аутсайдера», а затем внедряет окружающих в созданную систему. При этом в качестве «жертв» сталкивались с травлей в школе 35,5 % респондентов, «преследователями» становились 15,7 %, присоединялись к уже организованной травле 11,5 % опрошенных и становились «свидетелями» 42 %. Более того, 33 % респондентов хотя бы раз в жизни наблюдали высмеивание от преподавателя, при этом свидетелями того, как преподаватели призывают учеников отказываться с кемто взаимодействовать, становились только 10,8 %. «Преследователи» инициируют буллинг в школе, руководствуясь собственной неприязнью к «жертве» или же обвиняют «жертву» в виктимном поведении. Также было продемонстрировано, что основной стратегией «жертв» и «свидетелей» является бездействие, в то время как «преследователи» обосновывают свое поведение личной неприязнью к «жертве» или ее виктимностью.
Переведенное названиеBullying within school walls: Results of a socio-psychological survey
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)26-34
Число страниц9
ЖурналВопросы психологии
Том68
Номер выпуска3
СостояниеОпубликовано - 2022

    Предметные области ASJC Scopus

  • Психология в целом

    Предметные области WoS

  • Психология, Образование

    Уровень публикации

  • Russian Science Citation Index
  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 15.00.00 ПСИХОЛОГИЯ

ID: 32905784