Статья посвящена одному из аспектов поэтики Павла Бажова — мотивной и образной структуре зачинов в сказах, входящих в сборник «Малахитовая шкатулка». Цель исследования — проверить предположение о формульной природе жанра, поэтика которого близка поэтике фольклорных жанров, — в частности, сказок, зачины которых часто строятся на повторяющихся образах, мотивах и риторических оборотах. Под зачином понимается первый абзац произведения, иногда с присоединением следующей за ним реплики. С учетом того, что Бажов много работал над уже опубликованными текстами, отдельно рассматриваются существенно различающиеся редакции зачинов двух сказов.Сначала изучаются формально-числовые характеристики длины зачина и констатируется тенденция к ее уменьшению от 1930-х к 1940-м гг., хотя в 1948–1950 гг. длина снова несколько возрастает. Затем выделяются и описываются немногочисленные зачины с доминированием композиционных элементов предисловия и завязки. Основная часть статьи посвящена описанию и характеристике экспозиционных мотивов в зачинах. Одна их группа связана с представлением персонажей: главного героя (имя, факты биографии, характеристика личности), членов его семьи, рассказчика, группы людей, общественной среды, к которой принадлежат герой и рассказчик. Другая представляет время и место действия. Отдельно рассматриваются композиционно-стилистические мотивы: обращение к слушателю и рассуждение. Делается вывод о слабой формульности сказов Бажова ввиду разнообразия используемых зачинных мотивов, что подтверждает принадлежность сказов к авторской литературе, а не к фольклорным стилизациям.