DOI

При изучении такого явления, как буллинг и кибербуллинг в школе, основным методом исследования чаще всего является опрос, в ходе которого школьникам задают вопросы, заранее продуманные исследователями. Этот метод позволяет охватить большой круг респондентов, однако непосредственно зависит от исходного взгляда исследователя на ситуацию травли, на основании которого исследователь сформулировал вопросы, используемые в опросе. Основной проблемой данного исследования является поиск тех тем и элементов травли, которые не были предусмотрены исследователями. Какие формы буллинга и кибербуллинга известны самим школьникам? Какие методы защиты от травли они знают? Какова мотивация травли глазами обучающихся? Как они видят вмешательство взрослых в ситуацию травли? Целью данного исследования является уточнение картины школьной травли и кибербуллинга глазами школьников. Методология и методы исследования. Основной метод исследования - фокус-группа. Для обработки результатов фокус-группы применялся качественный феноменологический анализ. Основные результаты. Выявлены как описанные в литературе, так и не описанные формы буллинга и кибербуллинга, а также известные школьникам формы защиты от буллинга и кибербуллинга, известная им мотивация травли и их взгляд на вмешательство взрослых в ситуацию травли. Научная новизна результатов. Показан взгляд на буллинг и кибербуллинг изнутри проблемы, описано представление школьников о том, как проходит школьная травля и травля в Интернете. Респонденты не отвечали на заранее сформулированные вопросы, а имели возможность свободно и открыто выражать свое мнение в той форме, которую находили уместной. Практическая и теоретическая значимость состоит прежде всего в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы буллинга и кибербуллинга среди школьников, в котором будет учитываться взгляд самих школьников. Содержательные выводы. Благодаря школьникам выявлены такие не описанные в литературе формы травли, как перенос в реальность травли, начатой в Интернете, создание издевательских картинок («мемов») на основе фотографии жертвы и переписка с родственниками жертвы, призванная причинить ей вред. Обращает на себя внимание, что респондентам неизвестны другие эффективные способы защиты от буллинга и кибербуллинга, кроме ожидания, когда преследователю надоест, и блокировки агрессора в Интернете, кроме того, респонденты указывают на то, что вмешательство взрослых в ситуацию травли бесполезно и даже вредно для жертвы. Это указывает на необходимость повысить психологическую и информационную грамотность школьников.
Переведенное названиеTHE PICTURE OF SCHOOL BULLYING AND CYBERBULLYING THROUGH THE EYES OF SCHOOLCHILDREN
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)157-171
Число страниц15
ЖурналПедагогическое образование в России
Номер выпуска6
DOI
СостояниеОпубликовано - 2022

    Уровень публикации

  • Перечень ВАК

    ГРНТИ

  • 14.00.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

ID: 33258259