Проблема развития рефлексивной компетентности учителя связана с переходом российской системы общего образования на Федеральные государственные стандарты нового поколения и требованиями профессионального стандарта педагога. В современных условиях рефлексивная компетентность — основа возникновения инновационной среды в учреждении образования, которая создает возможности для профессионального развития и творчества. Необходимость развития рефлексивных способностей у педагогов как условия профессиональной деятельности не вызывает споров в профессиональном сообществе. Проектирование системы условий, средств, механизмов, способствующих профессиональному развитию педагогов, является развивающей функцией современной системы образования. В связи с этим актуальной является потребность образовательной практики в описании особенностей и содержания методик развития рефлексивной компетентности педагогов, выявлении эффективности их применения в реальном образовательном процессе общеобразовательного учреждения. Описание методик развития рефлексивной компетентности — задача не только педагогики, но и психологии, поскольку рефлексивная компетентность является феноменом, определяющим ценности и саморазвитие личности педагога. Авторы описывают рефлексивные методики (дидактические и технические средства), способствующие формированию рефлексивной среды, развитию компонентов рефлексивной компетентности педагогов в коллективных формах деятельности в условиях общеобразовательного учреждения. Полученные результаты показали, что в условиях рефлексивной среды общеобразовательного учреждения возможно формирование новых культурных норм деятельности, ее критический анализ. Проектирование системы условий и средств развития рефлексивной компетентности педагогов способствует положительной динамике профессионального развития (профессиональные качества субъекта и объекта), развитию компонентов рефлексивной компетентности (интеллектуальный, личностный, кооперативный, коммуникативный), ориентирует на коллективные формы профессионального взаимодействия.
Переведенное названиеDEVELOPMENT OF TEACHER'S REFLEXIVE COMPETENCE GENERAL EDUCATIONALINSTITUTION: chapter in book
Язык оригиналаРусский
Название основной публикацииПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
Подзаголовок основной публикациимонография
РедакторыИ. А. Ершова, С. Б. Малых, Т. Н. Тихомирова
Место публикацииЕкатеринбург
ИздательИздательство Уральского университета
Страницы356-370
Число страниц15
ISBN (печатное издание)978-5-7996-3101-7
СостояниеОпубликовано - 2020

    ГРНТИ

  • 15.81.00 Прикладная психология

ID: 20149203