В статье рассматривается стилометрическая модель системного представления авторской лексической синтагматики (лексической сочетаемости) в классической прозе XIX в. Соотнося достижения классической лексикологии и современной корпусной лингвистики, для исследования текстов
большого объема авторы предлагают в качестве единицы лексической синтагматики рассматривать биграммы – пары слов, употребляемых в одном фразовом контексте. Сформулированы требования к лексическим биграммам, участвующим в лексико-статистическом сопоставлении разных индивидуальных
стилей. Приведены примеры оригинальных биграмм, повторяющихся в разных произведениях одного
автора на протяжении многих творческих лет (например, облокотить голову в романах Льва Толстого). Поставлена проблема каталогизации и системного представления таких повторяющихся стилистических
«частностей», которые автор может употреблять намеренно или бессознательно, а читатель может замечать или не замечать в разных текстах.
На базе корпуса классической прозы XIX в. (произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,
А. П. Чехова, И. С. Тургенева и И. А. Гончарова) отработано контекстное лексико-статистическое сопоставление биграмм, содержащих слова, часто используемые всеми авторами (например, человек/люди, голова, говорить, первый, вдруг, два и др.). Отмечается, что у каждого автора можно выявить свой набор слов,
предстающих в оригинальном контекстном окружении.
Подробно модель сопоставительного анализа рассмотрена на примере контекстов слов, обозначающих человека: человек/люди, женщина и ребенок/дети. Такие сочетания, как интеллигентный человек, ленивый
человек, иметь успех у женщин, дети и внуки (А. П. Чехов), нервический человек (И. С. Тургенев), пощадить человека (Ф. М. Достоевский), курчавый человек, невысокая женщина, беременная женщина (Л. Н. Толстой), женщины – создания (прекрасные, нежные, слабые) (И. А. Гончаров), являются малыми фрагментами авторских стилистических систем. Анализ выявляет яркую разницу между синтагматическими характеристиками
творчества разных писателей. Сделаны выводы о возможном систематическом изложении материала
в виде авторского синтагматического словаря русской прозы XIX в.