DOI

В статье на примере дискуссии Э. Дюркгейма и В. Вундта показано формирование представления о социальной памяти и метода исследования социального применительно к коллективной памяти. Подобная постановка проблемы позволяет проследить формирование языка описания социальных феноменов и прояснить сложности, с которыми сталкиваются современные memory studies. Для решения поставленной задачи на первом шаге автор показывает, как апробация нового языка описания позволила говорить о коллективной памяти как независимом от психологии понятии. Дюркгейм определяет сферу социальных явлений как несводимую к личности и, следовательно, отодвигает на второй план биологические и психологические объяснения, а также обосновывает независимость предмета исследований социальной науки. На следующем шаге автор описывает отдельные проявления коллективной памяти в работах Дюркгейма. Это поднимает вопрос о роли государства, влияющего на институты, которые обеспечивают трансляцию коллективной памяти. В заключение автор анализирует, какое влияние оказала предлагаемая через дискуссию с Вундтом модель социальности памяти на современные исследования (слабое внимания к онтологическим основам социальной памяти, соотношение личной и коллективной памяти и др.).
Переведенное названиеHOW DID MEMORY BECOME SOCIAL?
Язык оригиналаРусский
Страницы (с-по)29-39
Число страниц11
ЖурналВопросы философии
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2023

    ГРНТИ

  • 02.00.00 ФИЛОСОФИЯ

    Уровень публикации

  • Russian Science Citation Index
  • Перечень ВАК

    Предметные области WoS

  • Философия

    Предметные области ASJC Scopus

  • Philosophy
  • Cultural Studies
  • Language and Linguistics
  • History and Philosophy of Science

ID: 33323861