В статье рассматривается связь коллективной моральной ответственности с «Я» как действием реализации субъектности. Утверждается и обосновывается тезис о первичности «Я» по отношению к любым формам и случаям коллективной ответственности. При этом понятие «Я» переосмысляется с учетом критики субъекта, предпринимаемой в так называемой постметафизической философии (Ю. Хабермас). Ключевым моментом данной критики выступает отказ от понимания «Я» и субъекта как неизменной метафизической сущности. В этой ситуации первостепенную важность приобретает выделение динамического ядра «Я», свободного от метафизических коннотаций. В ходе решения данной задачи авторы опираются на концепцию «Я» как ответственного поступка, представленную в творчестве Михаила Бахтина. Согласно данной концепции, «Я» не предшествует поступку, но рождается в сам о м ответственном действии. Данное действие оказывается здесь лишенным содержания и трактуется как акт принятия на себя ответственности перед лицом абсолютной инстанции. Подобная трактовка «Я» позволяет сохранить возможность ответственного действия в ситуации нарастающей анонимизации социального бытия и обосновать феномен «Я» как ключевое условие коллективной ответственности. В заключительной части статьи перечисляются основные моменты, характеризующие связь «Я» как поступка и коллективной ответственности. Основной из этих моментов связан с невозможностью «внешнего» наделения ответственностью того или иного субъекта в силу его принадлежности к той или иной общности. Коллективная ответственность, так же как и любая другая, может быть признана только во «внутреннем» измерении личностного поступка. Отсюда вытекает принципиальная асимметрия, характеризующая феномен ответственности в целом и коллективной ответственности в частности.