Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c41db1c032bf4fa0a96b613ecce12630,
title = "«КРАСОТУ В ЖИЗНЬ». РАЗВИТИЕ СУВЕНИРНОГО АССОРТИМЕНТА СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» В 1960-Е ГОДЫ",
abstract = "Статья посвящена рассмотрению проблем формирования сувенирного ассортимента в 1960-е годы на крупнейшем камнерезном предприятии СССР - свердловском заводе «Русские самоцветы». Исследование ранее не освещенной в контексте деятельности завода темы, построенное преимущественно на сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области архивных сведениях, предлагает рассмотрение сувенира как важной части продукции, выпускаемой ведущим в регионе в это время художественно-промышленным предприятием. Ранее неопубликованные и неисследованные архивные материалы позволяют, во-первых, поговорить о тематических направлениях сувенирных моделей десятилетия, их истоках и развитии, проблемах однотипности и поиске новых художественных решений начиная с середины рассматриваемого десятилетия. В этом контексте особенный интерес представляют рассмотренные примеры продукции завода, связанные с важными для советской культуры персонами и крупными событиями в жизни государства, в частности с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея В. И. Ленина. Во-вторых, обращение к такому нетипичному и часто выпускаемому из поля зрения отечественным искусствознанием материалу как сувенир ввиду самого типа предмета (его камерного характера и изначально заложенной необходимости яркого выражения определенной идеи) позволяет в максимальной концентрации проследить стилистические трансформации, происходящие в отечественном декоративно-прикладном и связанном с ним художественно-промышленном искусстве. Так, в качестве возможной стилистической идентификации произведений художественной промышленности рассматриваемого периода предлагается применение определения «поздний функционализм». На взгляд авторов, этот термин, с одной стороны, отражает уникальность художественной ситуации в сфере декоративно-прикладного искусства 1960-х годов, с другой, - в отличие от используемого сегодня неактуального выражения «современный стиль», - он способен продемонстрировать реальную связь отечественного декоративного искусства и художественной промышленности с мировыми стилистическими тенденциями 1960-х - 1980-х годов.",
author = "Винокуров, {Сергей Евгеньевич} and Будрина, {Людмила Алексеевна}",
year = "2022",
doi = "10.52173/2079-1100_2022_2_43",
language = "Русский",
pages = "43--57",
journal = "Международный журнал исследований культуры",
issn = "2079-1100",
publisher = "Общество с ограниченной ответственностью Эйдос",
number = "2 (47)",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «КРАСОТУ В ЖИЗНЬ». РАЗВИТИЕ СУВЕНИРНОГО АССОРТИМЕНТА СВЕРДЛОВСКОГО ЗАВОДА «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» В 1960-Е ГОДЫ

AU - Винокуров, Сергей Евгеньевич

AU - Будрина, Людмила Алексеевна

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Статья посвящена рассмотрению проблем формирования сувенирного ассортимента в 1960-е годы на крупнейшем камнерезном предприятии СССР - свердловском заводе «Русские самоцветы». Исследование ранее не освещенной в контексте деятельности завода темы, построенное преимущественно на сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области архивных сведениях, предлагает рассмотрение сувенира как важной части продукции, выпускаемой ведущим в регионе в это время художественно-промышленным предприятием. Ранее неопубликованные и неисследованные архивные материалы позволяют, во-первых, поговорить о тематических направлениях сувенирных моделей десятилетия, их истоках и развитии, проблемах однотипности и поиске новых художественных решений начиная с середины рассматриваемого десятилетия. В этом контексте особенный интерес представляют рассмотренные примеры продукции завода, связанные с важными для советской культуры персонами и крупными событиями в жизни государства, в частности с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея В. И. Ленина. Во-вторых, обращение к такому нетипичному и часто выпускаемому из поля зрения отечественным искусствознанием материалу как сувенир ввиду самого типа предмета (его камерного характера и изначально заложенной необходимости яркого выражения определенной идеи) позволяет в максимальной концентрации проследить стилистические трансформации, происходящие в отечественном декоративно-прикладном и связанном с ним художественно-промышленном искусстве. Так, в качестве возможной стилистической идентификации произведений художественной промышленности рассматриваемого периода предлагается применение определения «поздний функционализм». На взгляд авторов, этот термин, с одной стороны, отражает уникальность художественной ситуации в сфере декоративно-прикладного искусства 1960-х годов, с другой, - в отличие от используемого сегодня неактуального выражения «современный стиль», - он способен продемонстрировать реальную связь отечественного декоративного искусства и художественной промышленности с мировыми стилистическими тенденциями 1960-х - 1980-х годов.

AB - Статья посвящена рассмотрению проблем формирования сувенирного ассортимента в 1960-е годы на крупнейшем камнерезном предприятии СССР - свердловском заводе «Русские самоцветы». Исследование ранее не освещенной в контексте деятельности завода темы, построенное преимущественно на сохранившихся в Государственном архиве Свердловской области архивных сведениях, предлагает рассмотрение сувенира как важной части продукции, выпускаемой ведущим в регионе в это время художественно-промышленным предприятием. Ранее неопубликованные и неисследованные архивные материалы позволяют, во-первых, поговорить о тематических направлениях сувенирных моделей десятилетия, их истоках и развитии, проблемах однотипности и поиске новых художественных решений начиная с середины рассматриваемого десятилетия. В этом контексте особенный интерес представляют рассмотренные примеры продукции завода, связанные с важными для советской культуры персонами и крупными событиями в жизни государства, в частности с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея В. И. Ленина. Во-вторых, обращение к такому нетипичному и часто выпускаемому из поля зрения отечественным искусствознанием материалу как сувенир ввиду самого типа предмета (его камерного характера и изначально заложенной необходимости яркого выражения определенной идеи) позволяет в максимальной концентрации проследить стилистические трансформации, происходящие в отечественном декоративно-прикладном и связанном с ним художественно-промышленном искусстве. Так, в качестве возможной стилистической идентификации произведений художественной промышленности рассматриваемого периода предлагается применение определения «поздний функционализм». На взгляд авторов, этот термин, с одной стороны, отражает уникальность художественной ситуации в сфере декоративно-прикладного искусства 1960-х годов, с другой, - в отличие от используемого сегодня неактуального выражения «современный стиль», - он способен продемонстрировать реальную связь отечественного декоративного искусства и художественной промышленности с мировыми стилистическими тенденциями 1960-х - 1980-х годов.

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49528902

U2 - 10.52173/2079-1100_2022_2_43

DO - 10.52173/2079-1100_2022_2_43

M3 - Статья

SP - 43

EP - 57

JO - Международный журнал исследований культуры

JF - Международный журнал исследований культуры

SN - 2079-1100

IS - 2 (47)

ER -

ID: 31031966