Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ОСОБЕННОСТИ КИНЕМАТИКИ СОВМЕСТНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГЛАВНЫХ МЕХАНИЗМОВ И РАБОЧЕГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО ЭКСКАВАТОРА ПРИ ЭКСКАВАЦИИ ГОРНЫХ ПОРОД
AU - Комиссаров, Анатолий Павлович
AU - Лукашук, Ольга Анатольевна
AU - Набиуллин, Рустем Шафкатович
AU - Летнев, Константин Юрьевич
PY - 2024
Y1 - 2024
N2 - В статье рассмотрены особенности кинематики главных механизмов карьерного экскаватора (мехлопаты) при их совместном функционировании. Выполнен анализ рычажного механизма, соединяющего главные механизмы с ковшом, установлены зависимости между скоростями рабочих движений и положением ковша в рабочей зоне экскаватора, определены рациональные значения скоростей рабочих движений в процессе работы. Показано, что в процессе экскавации горных пород образуется общий передаточный механизм приводов главных механизмов, состоящий из главных механизмов и рычажного механизма, соединяющего главные механизмы с ковшом. Использовались методы анализа механизмов, математическое моделирование и вычислительный эксперимент. На основе имитационной модели процесса экскавации выполнен вычислительный эксперимент по расчету режимных параметров главных механизмов экскаватора ЭКГ-20А производства ПАО «Уралмашзавод» при отработке экскаваторного забоя. Установлено, что рычажный механизм имеет две степени подвижности. Обобщенными координатами рычажного механизма, определяющими положения всех звеньев как рычажного, так и главных механизмов, являются координаты вершины режущей кромки ковша. Определены рациональные значения скоростей подъема и напора, при которых обеспечивается перемещение ковша с постоянной скоростью копания по заданной траектории в процессе отработки забоя. Выполненный анализ кинематики совместного функционирования главных механизмов и рабочего оборудования при экскавации горных пород показал взаимозависимость между режимными параметрами главных механизмов в процессе экскавации. В дальнейшем установленная взаимозависимость может служить основой для разработки адаптивной системы цифрового управления приводами главных механизмов, обеспечивающей за счет согласования скоростей рабочих движений в конкретных условиях эксплуатации повышение эффективности функционирования экскаватора.
AB - В статье рассмотрены особенности кинематики главных механизмов карьерного экскаватора (мехлопаты) при их совместном функционировании. Выполнен анализ рычажного механизма, соединяющего главные механизмы с ковшом, установлены зависимости между скоростями рабочих движений и положением ковша в рабочей зоне экскаватора, определены рациональные значения скоростей рабочих движений в процессе работы. Показано, что в процессе экскавации горных пород образуется общий передаточный механизм приводов главных механизмов, состоящий из главных механизмов и рычажного механизма, соединяющего главные механизмы с ковшом. Использовались методы анализа механизмов, математическое моделирование и вычислительный эксперимент. На основе имитационной модели процесса экскавации выполнен вычислительный эксперимент по расчету режимных параметров главных механизмов экскаватора ЭКГ-20А производства ПАО «Уралмашзавод» при отработке экскаваторного забоя. Установлено, что рычажный механизм имеет две степени подвижности. Обобщенными координатами рычажного механизма, определяющими положения всех звеньев как рычажного, так и главных механизмов, являются координаты вершины режущей кромки ковша. Определены рациональные значения скоростей подъема и напора, при которых обеспечивается перемещение ковша с постоянной скоростью копания по заданной траектории в процессе отработки забоя. Выполненный анализ кинематики совместного функционирования главных механизмов и рабочего оборудования при экскавации горных пород показал взаимозависимость между режимными параметрами главных механизмов в процессе экскавации. В дальнейшем установленная взаимозависимость может служить основой для разработки адаптивной системы цифрового управления приводами главных механизмов, обеспечивающей за счет согласования скоростей рабочих движений в конкретных условиях эксплуатации повышение эффективности функционирования экскаватора.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=64895975
U2 - 10.26730/1816-4528-2024-1-31-39
DO - 10.26730/1816-4528-2024-1-31-39
M3 - Статья
SP - 31
EP - 39
JO - Горное оборудование и электромеханика
JF - Горное оборудование и электромеханика
SN - 1816-4528
IS - 1 (171)
ER -
ID: 55401032