Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{c36470e3781f4c9f9d496cc12e044882,
title = "ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА МОЛОДЕЖНЫЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ: КЕЙС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ",
abstract = "В статье анализируются особенности волонтёрской деятельности образовательных общностей учащихся (школьников, студентов колледжей и вузов), формирующиеся под воздействием образовательной среды. Цель исследования заключается в выявлении различий волонтёрских практик молодёжи на разных уровнях образования, оказывающих влияние на волонтёрскую деятельность учащихся, раскрытии условий её формирования и развития. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса молодёжи 14-24 лет (n=996, выборка - квотная), включающего 42% старшеклассников, 30% учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и 28% студентов вузов из 70 муниципальных образований Свердловской области. Опрос дополняют данные девяти фокус-групповых интервью с учащимися школ, колледжей и вузов Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Краснотурьинска, проведённых в 2022 г. Данные социологических исследований позволили охарактеризовать типичные для школьников и студентов волонтёрские практики, связанные с опытом и характером этой деятельности среди молодёжи, а также с условиями образовательной среды. Образовательной общностью с наиболее выраженной добровольческой субъектностью являются студенты вузов. У них выше вовлечённость в волонтёрство, самоидентификация со статусом волонтёра, самомотивация добровольческой деятельности. При этом в вузах нивелируется роль наставников, фрагментирована связь образования и волонтёрской активности. Типичные волонтёрские практики школьников базируются во многом на ценностях, которые закладываются в рамках информального образования. Школьный опыт волонтёрства отличается выраженной эмоциональной доминантой, фрагментарностью, разрозненностью и во многом бессистемностью. Он эффективен во многом благодаря личности наставника-учителя, вовлекающего старшеклассников. Волонтёрство студентов колледжей характеризуется явно сниженной мотивацией при доминирующем административно-авторитарном характере организации добровольчества педагогами-организаторами и ограниченной вариативности проектов и направлений волонтёрского участия. В статье показана зависимость характера волонтёрских практик учащейся молодёжи от организационной среды системы образования на разных её уровнях. Практическая значимость исследования связана с обоснованием необходимости внедрения в образовательные программы колледжей и вузов технологии «service-learning». Она позволит повысить роль наставников в формировании волонтёрских практик учащихся и имплементировать волонтёрскую деятельность в образовательный процесс, тем самым повлияв на углубление вовлечённости студентов в волонтёрские проекты, расширение вариативности последних и повышение их привлекательности для молодёжи.",
author = "Шуклина, {Елена Анатольевна} and Певная, {Мария Владимировна} and Минченко, {Дарья Вячеславовна}",
note = "Исследование выполнено в рамках государственного задания. Проект FEUZ-2022-0026.",
year = "2023",
doi = "10.19181/vis.2023.14.2.6",
language = "Русский",
volume = "14",
pages = "92--113",
journal = "Вестник Института социологии",
issn = "2221-1616",
publisher = "Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА МОЛОДЕЖНЫЕ ВОЛОНТЕРСКИЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕЙ ФОРМАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ: КЕЙС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

AU - Шуклина, Елена Анатольевна

AU - Певная, Мария Владимировна

AU - Минченко, Дарья Вячеславовна

N1 - Исследование выполнено в рамках государственного задания. Проект FEUZ-2022-0026.

PY - 2023

Y1 - 2023

N2 - В статье анализируются особенности волонтёрской деятельности образовательных общностей учащихся (школьников, студентов колледжей и вузов), формирующиеся под воздействием образовательной среды. Цель исследования заключается в выявлении различий волонтёрских практик молодёжи на разных уровнях образования, оказывающих влияние на волонтёрскую деятельность учащихся, раскрытии условий её формирования и развития. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса молодёжи 14-24 лет (n=996, выборка - квотная), включающего 42% старшеклассников, 30% учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и 28% студентов вузов из 70 муниципальных образований Свердловской области. Опрос дополняют данные девяти фокус-групповых интервью с учащимися школ, колледжей и вузов Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Краснотурьинска, проведённых в 2022 г. Данные социологических исследований позволили охарактеризовать типичные для школьников и студентов волонтёрские практики, связанные с опытом и характером этой деятельности среди молодёжи, а также с условиями образовательной среды. Образовательной общностью с наиболее выраженной добровольческой субъектностью являются студенты вузов. У них выше вовлечённость в волонтёрство, самоидентификация со статусом волонтёра, самомотивация добровольческой деятельности. При этом в вузах нивелируется роль наставников, фрагментирована связь образования и волонтёрской активности. Типичные волонтёрские практики школьников базируются во многом на ценностях, которые закладываются в рамках информального образования. Школьный опыт волонтёрства отличается выраженной эмоциональной доминантой, фрагментарностью, разрозненностью и во многом бессистемностью. Он эффективен во многом благодаря личности наставника-учителя, вовлекающего старшеклассников. Волонтёрство студентов колледжей характеризуется явно сниженной мотивацией при доминирующем административно-авторитарном характере организации добровольчества педагогами-организаторами и ограниченной вариативности проектов и направлений волонтёрского участия. В статье показана зависимость характера волонтёрских практик учащейся молодёжи от организационной среды системы образования на разных её уровнях. Практическая значимость исследования связана с обоснованием необходимости внедрения в образовательные программы колледжей и вузов технологии «service-learning». Она позволит повысить роль наставников в формировании волонтёрских практик учащихся и имплементировать волонтёрскую деятельность в образовательный процесс, тем самым повлияв на углубление вовлечённости студентов в волонтёрские проекты, расширение вариативности последних и повышение их привлекательности для молодёжи.

AB - В статье анализируются особенности волонтёрской деятельности образовательных общностей учащихся (школьников, студентов колледжей и вузов), формирующиеся под воздействием образовательной среды. Цель исследования заключается в выявлении различий волонтёрских практик молодёжи на разных уровнях образования, оказывающих влияние на волонтёрскую деятельность учащихся, раскрытии условий её формирования и развития. Эмпирическая база работы - данные анкетного опроса молодёжи 14-24 лет (n=996, выборка - квотная), включающего 42% старшеклассников, 30% учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и 28% студентов вузов из 70 муниципальных образований Свердловской области. Опрос дополняют данные девяти фокус-групповых интервью с учащимися школ, колледжей и вузов Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Краснотурьинска, проведённых в 2022 г. Данные социологических исследований позволили охарактеризовать типичные для школьников и студентов волонтёрские практики, связанные с опытом и характером этой деятельности среди молодёжи, а также с условиями образовательной среды. Образовательной общностью с наиболее выраженной добровольческой субъектностью являются студенты вузов. У них выше вовлечённость в волонтёрство, самоидентификация со статусом волонтёра, самомотивация добровольческой деятельности. При этом в вузах нивелируется роль наставников, фрагментирована связь образования и волонтёрской активности. Типичные волонтёрские практики школьников базируются во многом на ценностях, которые закладываются в рамках информального образования. Школьный опыт волонтёрства отличается выраженной эмоциональной доминантой, фрагментарностью, разрозненностью и во многом бессистемностью. Он эффективен во многом благодаря личности наставника-учителя, вовлекающего старшеклассников. Волонтёрство студентов колледжей характеризуется явно сниженной мотивацией при доминирующем административно-авторитарном характере организации добровольчества педагогами-организаторами и ограниченной вариативности проектов и направлений волонтёрского участия. В статье показана зависимость характера волонтёрских практик учащейся молодёжи от организационной среды системы образования на разных её уровнях. Практическая значимость исследования связана с обоснованием необходимости внедрения в образовательные программы колледжей и вузов технологии «service-learning». Она позволит повысить роль наставников в формировании волонтёрских практик учащихся и имплементировать волонтёрскую деятельность в образовательный процесс, тем самым повлияв на углубление вовлечённости студентов в волонтёрские проекты, расширение вариативности последних и повышение их привлекательности для молодёжи.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=54209239

U2 - 10.19181/vis.2023.14.2.6

DO - 10.19181/vis.2023.14.2.6

M3 - Статья

VL - 14

SP - 92

EP - 113

JO - Вестник Института социологии

JF - Вестник Института социологии

SN - 2221-1616

IS - 2

ER -

ID: 43329266