Ставится проблема анализа постимперской ситуации межвоенного периода в контексте философской антропологии и философии культуры. В качестве методологического основания предлагается новое понятие - культуральный топос. Данное понятие рассматривается содержательно и инструментально с целью выявить его методологический ресурс как концепта. Исходя из теоретизирования К. Ясперса о пограничной и духовной ситуации обосновывается необходимость топологической трактовки постимперской ситуации межвоенного периода. Подход К. Ясперса предполагает анализ культурно-исторических обстоятельств как духовной ситуации, явленной в самобытии отдельного человека, в его фактическом существовании, как оно ему открывается в рефлексии. Необходимо учитывать, что текст, который отражает рефлексию интеллектуала, всегда включен в контекст культурно-исторической ситуации и является попыткой выйти из нее и занять надысторическую позицию, соотнести с пантеоном значений, имеющих для этого интеллектуала трансцендентальный смысл. Пространство смыслов, значений и социальных практик, о котором идет речь, представляет собой не только рационально распознаваемую систему понятий, но и фундирующий эту систему «ландшафт» данностей, безусловных значений, сложившихся в результате рефлексии по поводу происходящего. Рассматривается специфика формирования смыслов и ценностей в условиях империи и, соответственно, особенность постимперской ситуации межвоенного периода, когда конструирование стратегий идентичности отражает имперские установки. Отмечается, что потребность в обновлении методологии определяется необходимостью увидеть влияние теорий, возникших в постимперской ситуации межвоеннного периода, на современные стратегии описания и объяснения войны и роли интеллектуала.